Пинхас Полонский: хочешь быть подобным Богу — твори!

Интервью от 19 февраля 2019 года

Пинхас Полонский

Павел Костылев: Пинхас, здравствуйте. Первый вопрос касается Вашего проекта «Библейской динамики»: верно ли я понимаю, что «Библейская динамика» – это взгляд на Тору с точки зрения динамически-практической антропологии, которая основывается на лучших образцах человеческого духа, воплощенного в праотцах еврейского народа?

Пинхас Полонский: Для меня важно сделать Тору интересной для современного читателя. Есть развитие человечества, и я воспринимаю это как божественный процесс, – то, что в иудаизме называется «продолжающимся откровением»; изменяются культура и цивилизация, и это диалог Бога с человечеством.

В наше время очень увеличивается запрос на смысл и на продвижение-развитие. И поэтому важно увидеть в историях Торы не лубочные картинки, а живых людей, которые изменялись, меняли свои взгляды, развивались.

Моя задача – написать комментарий для современного человека, и я рассматриваю это как важное религиозное действие. Все комментаторы писали для своих современников, в соответствии с их запросом, с их духовными потребностями. И когда они менялись, то и комментарии менялись. Но их читатель всегда был внутри традиции, и он был соблюдающим религиозным евреем. Раньше еврейская культура была сильно отделена от нееврейского мира. Сегодня еврейское и общечеловеческое перемешаны, и читатель, интересующийся библейскими вещами, – неважно, еврейский или нееврейский, – находится в одном и том же поле. Соответственно, и комментарий должен быть обращен ко всем, а не только к еврейскому читателю.

Запрос предыдущих веков был таким: «как мне это соблюдать?», и что я могу вывести для себя для правильного поведения внутри традиции. А сегодня запрос звучит с точки зрения интереса и смысла: «Что эта книга скажет мне по сравнению с другими книгами? Какие новые смыслы в моей жизни она раскрывает?»

П.К.: Итак, этот запрос теперь относится не только к еврейскому народу, он относится ко всем нам – то, что можно назвать гуманистическим значением, общечеловеческим. Вы фиксируете какие-то социальные и культурные изменения, связанные с реализацией Вашего проекта?

П.П.: Первое, что я могу фиксировать, это то, что книгу читают люди самых разных вероисповеданий (и атеисты тоже), им это интересно. Такая оценка – лучшая из тех, что я могу получить на данном этапе. Религия, прежде всего, должна быть интересной.

П.К.: Можно сказать, что Ваш подход совершенно необычен?

П.П.: На самом деле этот подход был в иудаизме и раньше, но только он был в каббале, и только для избранных. Но в последние полвека он начал все более широко публиковаться. Так что эти идеи не я придумал, я здесь, скорее, в роли оформителя.

П.К.: Вы видите какой-то возможный позитив в сотрудничестве разных религий?

П.П.: Это очень важно, и я пытаюсь продвигать проект «Общее наследие», когда евреи и христиане  берут общие тексты и обсуждают их разные трактовки и комментарии. Этот проект только начинается, но я надеюсь, что такое взаимообогащающее сотрудничество станет нормой.

***

П.К.: Кроме изучения Библии, какими Вы видите возможные точки соприкосновения иудаизма и христианства?

П.П.: И в иудаизме, и в христианстве в последнее столетие идет огромная модернизация. Она связана как с взаимоотношениями этих религий (кто спасается и т.д.), так и с общими вызовами.

В частности, в иудаизме, в связи с сионизмом, идет огромный пересмотр мессианских концепций, и сейчас я готовлю статью на эту тему. Такие же новые общие вызовы – современные наука, искусство, новые социальные практики. Пример: искусство прекрасно уживается с религией, когда это искусство иллюстрирующее, когда есть религиозный месседж и искусство должно проиллюстрировать его сильными методами. Это классическая концепция искусства в религии: «искусство занимается тем, что передает эмоционально человеку месседж, который религия хочет до него донести». По крайней мере, так воспринималось искусство в религии на протяжении веков. Однако современное искусство – совсем иная вещь: оно состоит в самовыражении художника. И тогда встает вопрос, какой статус у искусства с точки зрения религии? Какой у него религиозный смысл?

На мой взгляд, это должно решаться так: ядро монотеистической религии в том, что человек должен быть подобен Всевышнему, а Он – Творец, следовательно, процесс творчества напрямую приближает человека к Богу. Человек, бывает, творит вещи и нелицеприятные, но сам процесс творчества позитивен. Хочешь быть подобным Богу – твори! Такой религиозный месседж очень важен.

П.К.: То есть, Вы говорите об этом на уровне не формы искусства, а самой его идеи?

П.П.: Каждый творит, как может – выбирает форму, выбирает варианты. Сам процесс творчества получает статус божественного указания. Если ты можешь что-то творчески делать, творчество само по себе имеет религиозную ценность. И заповеди при этом тоже, конечно, соблюдай. Вот пример ортодоксальной модернизации в религии.

П.К.: Не является ли такой подход тем, что в средневековой теологии называлось «оправдание»?

П.П.: Нет, это больше, чем оправдание – мы перестраиваем религиозную систему. Вся библейская религиозная система завязана на центральном принципе – Бог создал человека по своему образу и подобию. Поэтому цени искусство, поскольку это путь приближения человека к Богу. В принципе, искусство становится интегральной частью религиозной жизни.

П.К.: Получается, религиозный и нерелигиозный подходы к миру сливаются?

П.П.: Сближаются, но не сливаются. Понимание того, что человек, «творец с маленькой буквы», подобен «Творцу с большой», – это, вроде бы, стандартная вещь, но она не озвучена как заповедь. А её надо озвучить как заповедь, как один из идеалов религии. Будь творческим! Это меняет установки религии, меняет характер религии. При этом остальное никуда не девается, ограничения и заповеди все остаются. Все должно быть уравновешено.

П.К.: Получается, что религия – живая система, которая не следует своей собственной истории, а развивается вместе с ней.

П.П.: Да, религия развивается по Божественному запросу, который оформляется как запрос социума, запрос души человека и запрос культуры. А весь мир и жизнь рассматривается как продолжающийся диалог Бога с человеком.

Интервьюер: Павел Костылев

Расшифровка: Таисия Филиппова

Сайт «Библейская Динамика» располагается по адресу: http://bibledynamics.org

1 комментарий

  • Спасибо Павлу Костылеву за интересную беседу!

Комментарии отключены.