С.А. Панин об экспертных оценках эзотерической литературы

Вот и до эзотерической литературы потихоньку добирается наша цензура, причём, что показательно, “снизу” даже быстрее, чем “сверху”. Повод для разговора об этом пока что скромный, присвоение двум книгам статуса 18+:

В феврале нынешнего года Тюменская областная научная библиотека им. Д.И. Менделеева (ТОНБ) попросила Центр социальной помощи семье и детям «Семья» из того же города провести экспертизу двух учебников магии. 15 марта экспертиза была завершена, обе книжки получили классификацию «18+».

Само по себе событие достаточно локальное, однако важно не оно само, а мотивации “экспертов” и освещение этого события в СМИ, которые дают повод для того, чтобы поговорить о вполне серьёзных и отнюдь не локальных проблемах.

Начнём с “экспертов”, опрошенных газетой. Первое, что бросается в глаза, это то, что ни один из “экспертов” не является экспертом по истории эзотерических учений. В том числе поэтому вместо нейтральных научных оценок “эксперты” пересказывают нам популярные псевдонаучные мифы и транслируют какие-то собственные мировоззренческие убеждения. Например, психолог Павел Волженков утверждает:

…родителям желательно объяснить ребенку, что обряды появились в предыдущие века, они отражали разные страхи людей. Например, перед явлениями природы. Люди пугались грома, молнии, многого другого. В то время еще не было науки. Люди не знали, как устроены явления природы, придумывали мифы, сказки.

Кажется, кто-то запустил машину времени и привёз нам “эксперта” из начала ХХ века, потому что подобные наивные суждения, рассматривающие магию и мифологию как чистое суеверие, уже лет 100 как вышли из научного оборота.

В ХХ веке, особенно во второй его половине, исследователями было вполне основательно показано, что магические практики и эзотерические учения нельзя сводить к реликтам архаического мышления, что они составляли и составляют важный аспект западной культуры, сыграв значимую роль, в том числе, в истории науки, а также в таких центральных культурных феноменах как Ренессанс и Просвещение, что без обращения к этой теме трудно будет правильно осмыслить как современное искусство, так и историю квантовой физики (см. беседы Паули с Юнгом) или освоения космоса (под влиянием эзотерических идей находились в СССР Циолковский, Вернадский, в США – Парсонс и др.).

Воспроизведение же подобных сциентистских мифов начала прошлого века сегодня примерно соответствует, если сопоставить это с естествознанием, авторам, которые продают самиздатовские брошюрки в защиту теории космического эфира, которая также была популярна примерно век назад.

Справедливости ради, совсем не очевидно, по какой причине “Известия” сочли Волженкова компетентным в изучении эзотеризма: по основному образованию он учитель биологии и химии, диплом психолога получил в 2011 году в “Государственной академии инноваций”. Сейчас он указывает на психологических сайтах в качестве специализации “отношения мужчин и женщин”, и ни одной научной публикации по теме изучения эзотеризма (впрочем, как и по какой-либо другой теме) за ним не значится.

Не менее интересно, хотя и более кратко, высказывается заместитель директора проводившего экспертизу книг центра “Семья” Наиль Гибадуллин, который, как и журналисты “Известий”, вероятно, ничего не слышал про академическое изучение эзотеризма:

Экспертиза была сложная. Научной методологии для оценки эзотерической литературы не существует. Но такая информация — не для детей.

Продолжение в блоге https://academia.fzrw.info/archives/1398