Кафедра истории и теории атеизмаМГУ (1982)[1]
Атеистическое воспитание является важной составной частью системы коммунистического воспитания. Оно представляет собой целенаправленный и планомерный процесс воздействия на сознание и поведение людей для преодоления религиозных воззрений, [195] привычек, традиций, утверждения диалектико-материалистического, атеистического мировоззрения, расширения и обогащения форм социально значимой деятельности и общения.
КПСС уделяет постоянное внимание повышению эффективности и качества атеистической работы. В постановлении «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» ЦК КПСС предложил партийным комитетам «разработать и осуществить конкретные меры по усилению атеистического воспитания. Повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками»[2]. Особую значимость это указание ЦК КПСС имеет для деятельности вузовских партийных организаций, так как через систему высшего образования в нашей стране проходят подготовку к трудовой и общественнополитической деятельности многие миллионы молодых людей.
Советская высшая школа располагает исключительно благоприятными возможностями для формирования образованных и убежденных пропагандистов марксистско-ленинских идей, активных борцов за торжество научно-материалистического атеистического мировоззрения. Советские студенты наряду со специальной подготовкой получают и основательную мировоззренческую подготовку, опирающуюся на изучение марксистско-ленинской философии, научного атеизма и других общественных наук. Воспитательные возможности высшей школы полностью реализуются и дают надежный эффект при условии комплексного подхода к воспитанию студенческой молодежи, предполагающего четкое функционирование системы коммунистического воспитания, включающей в’ качестве подсистемы атеистическое воспитание.
В Московском государственном университете накоплен значительный опыт атеистического воспитания студенческой молодежи. В 20—30-е годы с лекциями по атеизму в Московском университете выступали А.В.Луначарский, И.И.Скворцов-Степанов, Ем.Ярославский. В эти же годы начинали свою педагогическую деятельность П.Н.Федосеев, А.П.Гагарин, Е.Ф.Муравьев. В 1959 г. на философском факультете была создана кафедра истории и теории атеизма, которую возглавил проф. И.Д.Панцхава. С 1969 г. кафедрой заведует проф. М.П.Новиков. За период существования кафедра выросла количественно и качественно. В настоящее время кафедра является главным звеном Московского университета, обеспечивающим единство атеистического воспитания, преподавания научного атеизма и теоретических исследований в этой отрасли знания.
Центральное место в деятельности кафедры занимает учебная и научно-методическая работа. Большую роль в ее совершенствовании играет кафедральная методическая комиссия. Кафедра обеспечивает преподавание курса истории и теории атеизма для [196] студентов философского факультета, спецкурсов и спецсеминаров для студентов, специализирующихся по кафедре, и основ научного атеизма для студентов всех других факультетов.
Для совершенствования учебного процесса, повышения его идейно-теоретического уровня и воспитательной роли первостепенное значение имеет разработка учебных программ и планов семинарских занятий, отражающих, современное состояние науки, программ спецкурсов и спецсеминаров для специализирующихся студентов, учебников и учебных пособий, ориентированных на определенный факультет или вид обучения. Профессора и преподаватели кафедры приняли участие в написании учебника «Научный атеизм», с привлечением сотрудников других вузов и научно-исследовательских институтов подготовили учебные пособия «История и теория атеизма», «Основы научного атеизма» (курс лекций), учебно-методические пособия для студентов вечерних и заочных отделений. В начале учебного года каждому студенту вручаются программа курса, планы семинарских занятий, а специализирующимся по кафедре — программа спецкурсов и спецсеминаров на весь срок обучения.
В организации учебного процесса коллектив исходил из того, что основным условием подготовки квалифицированного специалиста, отвечающего современным требованиям, является твердое усвоение им марксистско-ленинской теории, овладение им навыками и умениями самостоятельно работать, творчески постигать знания. Важнейшим направлением совершенствования учебного процесса является внедрение в педагогическую практику чтения проблемных лекций. В небольшой по объему курс научного атеизма невозможно включить всю информацию, относящуюся к тем или иным его разделам. Поэтому на кафедре разрабатывается методика чтения проблемных лекций, в которых студентам излагаются прежде всего методологические вопросы темы. Например, при раскрытии такой проблемы, как социальные причины сохранения и воспроизводства религии в социалистическом обществе, выявляются принципы анализа условий, способствующих затуханию или оживлению религиозности, раскрываются теоретические и практические пути решения данной проблемы. Разумеется, имеющийся опыт чтения подобных лекций не позволяет сделать вывод о необходимости превращения всех без исключения лекций в проблемные. Имеется опасность расчленения целостного курса на отдельные, не всегда тесно увязанные вопросы. Слов нет, проблемный метод чтения лекций содержит большие возможности развития самостоятельного мышления студентов. Включаемые в такую лекцию проблемные ситуации резко повышают интерес к излагаемому материалу, увлекают слушателей, воспитывают у них стремление к научному поиску. Но все это не должно заслонять необходимости и обязательности систематического изложения курса.
Другим важным направлением совершенствования учебно-ме[197]тодической работы является актуализация курса научного атеизма, его разработка с учетом новейших данных науки и особенностей современной идеологической борьбы. Последнее тем более необходимо в связи с попыткой буржуазной и теологической пропаганды рассматривать атеизм и атеистическое воспитание не иначе как «нарушение прав верующих» , «ущемление свободы совести», «попирание демократических принципов». Поэтому и в лекционных курсах, и на семинарских занятиях, и в пропагандистско-лекционной деятельности важно во всем объеме раскрывать ленинские принципы преодоления религии, положения XXVI съезда КПСС о господствующем в нашем обществе научно-материалистическом мировоззрении, положения Конституции СССР о свободе совести, ее обеспечении и гарантиях и другие актуальные вопросы атеистического воспитания.
Особого внимания заслуживает вопрос о специализации студентов философского факультета по научному атеизму. Подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить на высоком идейно-теоретическом уровне преподавание основ научного атеизма в высших учебных заведениях страны, организовать пропагандистскую и воспитательную работу среди населения, вести научные исследования по актуальным проблемам теории и практики атеизма, кафедра считает одной из важнейших своих задач. Кафедра уделяет внимание прежде всего формированию коллектива специализирующихся студентов, каждый из которых через научного руководителя был бы теснейшим образом связан с коллективом кафедры. Ежегодно по кафедре специализируются большое число студентов дневного и вечернего отделений. На протяжении трех лет каждый студент разрабатывает, как правило, одну тему, от курса к курсу углубляя и расширяя ее. Постоянный контакт с руководителем, обсуждение работы в процессе ее написания стимулируют творческое отношение студентов к курсовым и дипломным работам.
Большую роль в подготовке студентов играет система спецкурсов и спецсеминаров, отражающих узловые вопросы научного атеизма. Проблемы теории атеизма поставлены в спецкурсе «Марксистский атеизм как наука», истории атеизма — в курсах «Ленинский этап в развитии атеизма», «Теоретические.вопросы истории атеизма», «Идеология и деятельность союзов атеистов и свободомыслящих в капиталистических странах». Критика религиозной идеологии дается в таких спецкурсах, как «Социология религии», «Актуальные проблемы психологии религии», «Критика христианской гносеологии», «Критика современной религиозной антропологии» «Критика современного православного богословия», «Православная философия», «Протестантская философия и теология», «Современная православная церковь в СССР», «Основные этапы истории религии» . Проблемы соотношения религии и науки, этики, политики, права освещаются в спецкурсах «Роль естествознания в борьбе атеистического и религиозного миропониманий», «Нравст-[198]венное значение атеизма», «Клерикализм и проблемы современного рабочего и национально-освободительного движения», «Принципы свободы совести и их реализация в советском законодательстве о религиозных культах». Вопросы теории атеистического воспитания рассматриваются в спецкурсах «Актуальные вопросы атеистического воспитания», «Методика преподавания научного атеизма в вузе», «Обряды в социалистическом обществе и их роль в атеистическом воспитании».
Немаловажную роль в развитии творческих способностей вузовской молодежи играет и внеаудиторная атеистическая работа: подготовка докладов, публичных выступлений и рефератов, участие в научных студенческих конференциях, лекционная и пропагандистская работа в ходе общественно-политической практики и во время работы в студенческих строительных отрядах. Важной формой воспитания профессиональных навыков стал клуб молодых атеистов МГУ. В рамках клуба проводится общественно-политическая практика и подготовка лекторов из числа студентов. Большую помощь в овладении навыками публичных выступлений оказывает участие студентов в научных кружках. В последние два года в клубе работают два кружка: «Искусство и религия» и «Критика современной религиозной философии». Кругозор студентов расширяется и в ходе проведения социологических исследований религиозности населения. Подведением итогов самостоятельной работы студентов являются «Дни творчества студентов» — ежегодные научные студенческие конференции. В последние годы были проведены конференции на темы «Атеизм и современная идеологическая борьба», «Проблемы атеистического воспитания на современном этапе», «Актуальные проблемы атеизма и религии» и другие. Теоретические доклады и их обсуждения помогают студентам подготовиться не только к выступлениям перед аудиторией, но и выработать умение вести полемику, отвечать на задаваемые вопросы.
По кафедре специализируются и иностранные учащиеся. Каждый из них занимается по индивидуальному плану под руководством наиболее опытных преподавателей. Все они участвуют в работе клуба молодых атеистов, активно работают в кафедральных кружках, принимают участие в дискуссиях и обсуждениях докладов. Ряд прошедших специализацию иностранных студентов ныне стали ее аспирантами.
Помимо учебно-воспитательной работы коллектив кафедры истории и тебрии атеизма ведет интенсивную научно-исследовательскую работу. Ее специфика определяется как общими потребностями развития науки, так и задачами подготовки высококвалифицированных кадров специалистов, способных успешно осуществить реализацию планов коммунистического строительства в нашей стране. Это означает, что проводимые учеными кафедры исследования по важнейшим проблемам истории и теории атеизма тесно связаны с учебным процессом, оказывают благотворное влияние на его теоретический и идейно-воспитательный уровень, способствуют [199] выработке у студентов навыков самостоятельного мышления, формированию коммунистических нравственных убеждений, непримиримости тому, что противоречит высоким принципам советского образа жизни’ Результаты теоретических разработок актуальных проблем науки используются в создании учебников, учебных пособий программ, спецкурсов и методических рекомендации, играющих чрезвычайно важную роль в глубоком и систематическом изучении истории и теории атеизма.
Основными направлениями научно-исследовательскои работы кафедры являются критика современной религиозной идеологии — теологии и религиозной философии; методологические вопросы социологии и психологии религии; исследование различных аспектов формирования научно-атеистического мировоззрения, в том числе проблем атеистического воспитания студенческой молодежи: подготовка учебных программ, учебников, учебных пособии, справочной литературы.
В последнее десятилетие особо е внимание ученых привлекла проблема предмета и структуры научного атеизма как отрасли знания. Наша позиция сводится к тому, что научный атеизм является одной из специальных философских дисциплин. Он призван дать ответы на ряд коренных мировоззренческих вопросов, опираясь на прочный фундамент научных представлении о мире и его законах Изучение происхождения и сущности религии, выяснение путей ее преодоления, раскрытие сущности атеизма, закономерностей формирования атеистического мировоззрения и т.д. — все это составляет специфическое содержание научного атеизма. Предмет научного атеизма получил освещение в таких подготовленной кафедрой книгах, как «Основные вопросы научного атеизма» (М.: 1966), в курсе лекций «Основы научного атеизма» (М.: 1972), в учебном пособии «История и теория атеизма» (М., 1974). На всесоюзном семинаре преподавателей атеизма высшей школы, состоявшемся в 1972 г. в Московском университете, эта точка зрения на предмет научного атеизма получила признание подавляющего большинства его участников.
Большое внимание, уделяемое учеными кафедры критике современной религиозной идеологий, непосредственно связано с очевидной эволюцией религиозных воззрений на природу, общество и человека, происходящей в наше время. Анализ особенностей современного религиозного модернизма, всестороннее критическое рассмотрение новых течений в теологии и религиознои философии, изучение особенностей приспособления религии к изменяющимся общественно-историческим условиям и сознанию верующих дают возможность правильно оценить состояние и тенденции изменения современной религиозной идеологии. В этой области исследовании сотрудниками кафедры подготовлен ряд трудов. Общие методологические проблемы критики религиозной идеологии рассматриваются в монографии С.И.Никишова «Ленинская критика философских основ религии» (М.: 1968). Критика католической философии [200] неотомизма дана в работе В.И.Гараджи «Неотомизм. Разум. Наука» (М.: 1969). Анализу православной теологии посвящены книги М.П.Новикова «Православие и современность» (М.: 1965) и «Тупики православного модернизма» (М.: 1979). Состояние протестантской теологии и философии исследуется в монографии В.И.Добренькова «Современная протестантская американская теология» (М.: 1979). Плодотворно работают в области критики религиозной идеологии С.М.Орлов, Н.Д.Куфакова, Н.К.Дмитриева.
Исследование методологических проблем социологии и психологии религии ведется в русле основополагающих принципов марксистско-ленинского понимания религии как социального явления. Внимание обращается на специфику религиозности в современных условиях на критику буржуазного религиоведения. Положительную оценку научной общественности получили исследования Ю.Ф.Борункова «Структура религиозного сознания» (М.: 1971), И.Н.Яблокова «Методологические проблемы социологии религии» (М.: 1972) и «Социология религии» (М.: 1979), М.А.Поповой «Критика психологической апологии религии» (М.: 1972), Д.М.Угриновича «Введение в теоретическое религиоведение» (М.: 1973), сборник статей «Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания» (М.: 1969). Кафедра постоянно проводит конкретные социологические и социально-психологические исследования.
Сущность атеизма и проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения исследуются по двум основным направлениям- в плане раскрытия мировоззренческого содержания атеизма и анализа принципов и закономерностей процесса атеистического воспитания. За последние пятнадцать лет произошла заметная переориентация проблематики исследований в области истории и теории атеизма. Если раньше внимание ученых сосредоточивалось в основном на анализе религиоведческих вопросов, то в настоящее времяна первый план выдвигается мировоззренческое содержание атеизма. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли ученые нашей кафедры. Вышли в свет монографии С.Ф.Анисимова «Нравственный прогресс и религия» (М.: 1965) и «Ценности реальные и мнимые» (М.: 1970), И.Д.Панцхавы «Человек, его жизнь и бессмертие» (М.: 1967), И.Г.Иванова «Роль естествознания в развитии атеистического миропонимания» (М.: 1969), сборники статей «Проблема личности в религии и атеизме» (М.: 1969) и «Современное естествознание и атеизм» (М.: 1977).
Немалые усилия направлены на разработку теории атеистического воспитания. Сотрудники кафедры приняли участие в подготовке ряда выпусков «Вопросов научного атеизма», посвященных проблемам атеистического воспитания; совместно с учеными социалистических стран издан коллективный труд «Атеистическое воспитание студенческой молодежи» (М.: 1977); проф. Д.М.Угринович опубликовал книгу «Обряды. За и против» (М.: 1975). В ра-[201]ботах этого цикла раскрываются особенности атеистического сознания, влияния атеизма на все стороны общественной и частной жизни людей, естественнонаучное обоснование и нравственное содержание атеизма, закономерности развития атеизма, формы и методы атеистической пропаганды и т.д.
Разработке широкого круга проблем теории атеизма и религии, повышению эффективности критики религиозной идеологии способствует исследование истории атеизма. В этой области плодотворно работает доц. 3.А.Тажуризина. Можно отметить такие ее работы, как «Закономерности развития атеизма» (М.: 1977), «Актуальные вопросы истории атеизма» (М.: 1979). Интересныеработы по истории атеизма подготовлены и 3.П.Трофимовой.
Ряд принципиальных вопросов методики преподавания научного атеизма исследуется в работах Н.А.Пашкова «История и теория атеизма» (М.: 1972) и «Основы научного атеизма» (М.: 1979).
Изданы подготовленные кафедрой Материалы Всесоюзной конференции «Вопросы методики преподавания научного атеизма в высших учебных заведениях» (М.: 1978). Из справочной литературы следует отметить «Настольную книгу атеиста», выдержавшую несколько изданий (в ее написании приняли участие почти все сотрудники кафедры), и «Карманный словарь атеиста» (М.: 1978), авторский коллектив которого составили в основном ученые кафедры.
Следует отметить важность научных исследований в области теории и практики атеизма, выполненных аспирантами кафедры. Тематика этих исследований определяется основными направлениями научной работы кафедры и актуальными проблемами атеистического воспитания. В ряде диссертаций были подвергнуты критике различные направления религиозной идеологии и фальсификации марксистско-ленинского атеизма буржуазными идеологами и ревизионистами; раскрыта гуманистическая сущность научного атеизма и его роль в духовной жизни общества и развитии социалистической культуры, в утверждении активной жизненной позиции личности; рассмотрены актуальные вопросы формирования атеистического сознания и преодоления религиозных пережитков среди различных социальных слоев и возрастных групп населения нашей страны; характер и причины модернизации религии в условиях социалистического общества.
Кафедра уделяет постоянное внимание повышению эффективности и качества работы аспирантов. Кафедрой разработаны типовая программа кандидатского экзамена по специальности «научный атеизм» и критерии аттестации аспирантов; налажено периодическое издание сборников аспирантских работ, намечены мероприятия по интенсификации ведущихся аспирантами научных исследований и повышению философской культуры исследовательской работы.
Нельзя не отметить деятельность кафедры по координации научно-исследовательской и методической работы преподавателей на-[202]учного атеизма вузов страны. В качестве членов оргкомитетов и докладчиков профессора, преподаватели и сотрудники кафедры принимают активное участие в подготовке и работе всесоюзных конференций и совещаний. В 1972 г. Минвузом СССР на базе МГУ был подготовлен и проведен первый Всесоюзный семинар преподавателей научного атеизма вузов. В 1974 г: на базе Львовского госуниверситета состоялась конференция «Атеистическое воспитание — составная часть коммунистического воспитания». Улучшению научных исследований, повышению уровня методической работы во многом содействовала проведенная на базе МГУ Всесоюзная конференция «Вопросы методики преподавания научного атеизма в вузах», в работе которой приняли участие ученые ряда социалистических стран (1976 г.). Важную роль в совершенствовании координации различных направлений атеистической работы в вузах сыграло проведенное Управлением преподавания общественных наук Минвуза СССР Всесоюзное совещание заведующих кафедрами научного атеизма высших учебных заведений (Москва, 1979).
Таковы основные направления учебно-воспитательнои, научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры истории и теории атеизма философского факультета МГУ.
[1] История философской мысли в Московском университете / Под ред. проф. И.Я. Щипанова. М.: Издательство Московского университета, 1982. Глава XIV. Кафедра истории и теории атеизма (c. 195–203).
[2] О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979 г. М., 1979, с. 12.