Материалы подготовлены по гранту РГНФ №13-03-00497, «История отечественного религиоведения: XX — начало XXI вв.»
Освоение наследия, доставшегося нам от истории отечественного религиоведения, выявление его сильных и слабых сторон, имеет не только академический интерес. Оно во многом определяет самопонимание современной науки, перспективы и ориентиры ее развития. Существующие в отношении советского этапа этой истории штампы, в рамках которых он изображается либо полностью в «черных», либо полностью в «розовых» тонах — очевидно нуждаются в критическом пересмотре2. Одним из ключевых для науки о религии понятий этой эпохи является понятие «научный атеизм». Прояснению и оценке его содержания и посвящена данная статья.
Выражение «научный атеизм» имело в советскую эпоху два тесно связанных между собой, но существенно различных значения. В первом смысле этим словом обозначалась определенная учебная и научная дисциплина, входившая в состав цикла философских и обществоведчески
1
История научного атеизма в первом смысле начинается фактически только в 1960-е годы: в 1959-м году кафедры истории и теории атеизма и религии создаются в Киевском и Московском, а затем и в других университетах СССР, преподавание предмета «Научный атеизм» становится обязательным во всех вузах страны. В 1964-м г. в процессе реализации постановления ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения» (1964) возникает Институт научного атеизма (первый директор — А.Ф. Окулов), основным научным изданием которого становится выходивший два раза в год журнал «Вопросы научного атеизма» (1966–1989), сменивший выходившие ранее издания: «Вопросы истории религии и атеизма» Института истории АН СССР и «Ежегодник Ленинградского музея истории религии и атеизма»3. Контекстом этих преобразований следует считать стремление руководства СССР и КПСС упорядочить и представить научное обоснование начавшейся еще в 1950-е годы активизации антирелигиозной политики советского государства4, известной под названием «хрущевских гонений», но реально продолжавшейся и после смещения Н.С. Хрущева с руководящих постов.
Становление научного атеизма как дисциплины, создание учебных программ, пособий, развертывание системы научных исследований5 сопровождалось дискуссиями о его месте в системе философского и гуманитарного знания, структуре, предметной области, методологии, общественном и воспитательном значении. За различными вариантами решения этих проблем стояли различные представления не только о соотношении философии и эмпирической науки, но и о способах и практиках идеологического контроля власти над знанием. Наиболее существенными здесь представлялись структурные вопросы о том, является ли научный атеизм частью философии, или он выделяется в особую науку? Являются ли социология, психология и история религии его составляющими, или они имеют право на самостоятельное существование?
Предложения, согласно которым следовало различать атеизм как аспект материалистическ
В результате дискуссий утвердился взгляд, рассматривающий научный атеизм как самостоятельную философскую науку, которая прилагает основополагающие принципы диалектического и исторического материализма к изучению религии и атеизма. Вместе с тем, согласно этому взгляду, социологию и историю религии следовало рассматривать «как отрасль, составной компонент атеизма»11, на долю которого в противном случае оставались бы только общие методологические принципы. Недопущение автономии частных дисциплин было важным способом обеспечения мировоззренческо
Большую роль играло отмеченное выше педагогическое измерение, задача формирования «убежденного атеиста», как определенного типа личности, призванного к господству в рамках советского строя. Подобная личность должна «сознательно и открыто отрицать веру в бога (сверхъестествен
Тем самым, мы оказываемся перед необходимостью прояснить основания этого проекта и хотя бы в общих чертах обрисовать процесс его формирования.
2
Описанная выше институциализаци
Отдельные элементы, сыгравшие в дальнейшем значительную роль в формировании этой программы стали складываться еще до революции 1917 года. К ним следует отнести программные тексты Ленина и Плеханова, работы Бонч-Бруевича по русскому сектантству. В это же время начинают свою деятельность сочувствующие марксистскому движению ученые М.Н. Покровский (1868–1932) и Н.М. Никольский (1877–1959), сыгравшие в дальнейшем видную роль в становлении науки о религии в СССР. Осуществляется перевод на русский язык ряда работ западных марксистов, посвященных проблемам философии религии и религиоведения (Ф. Энгельс, К. Каутский и др.) Однако в это время марксизм не может рассматриваться как самостоятельное направление в науке о религии.
Он становится таковым после революции, когда получает мощную правительственну
В те же годы начинается активная разработка основ марксистской теории религии, шедшая параллельно развертыванию в РСФСР антирелигиозного движения. Первыми теоретиками и организаторами антирелигиозного движения в РСФСР и СССР были И.И. Скворцов-Степано
Ликвидация внешних в мировоззренческо
Столь же значительной по своим последствиям было противостояние органов Союза воинствующих безбожников — газеты «Безбожник» и журнала «Антирелигиозник
На конец 1920-х — начало 1930-х годов приходится первый пик деятельности СВБ и первые попытки организации «атеистического образования» в университетах — «антирелигиозное отделение» ЛенГУ. Делаются первые попытки систематического обобщения истории религиоведения, истории религии, делаются первые опыты полевых социологических и этнографических исследований реальной религиозности населения СССР. Осуществляется перевод на русский язык значительного числа работ иностранных авторов: Э. Тайлора, Дж. Дж. Фрэзера, Л. Леви-Брюля, Ф. Боаса, З. Фрейда и др. Именно в это время закладываются концептуальные и стилистические основы научного атеизма, формируется корпус «канонизированны
Значительное влияние на становление религиоведения этой эпохи оказала развернувшаяся в советской философии полемика отрицавших самостоятельност
Рассмотрим эти предпосылки и вытекающие из них основные следствия.
3
Методологической основой, впрочем, далеко не всегда последовательно реализуемой, научного атеизма в СССР стали идеи К.Маркса о религии как «превратном мировоззрении», имеющем земную основу и возникающем как следствие «саморазорваннос
В самом общем виде религия рассматривалась как «одна из идеологических надстроек, отражающая в извращенной форме общественное бытие человека»25. Она, однако, выделялась на фоне других надстроечных форм: «Религия как определенная система идей, настроений и обрядов является контрреволюционн
Такой подход влек за собой не только определенное понимание происхождения религии, логики ее истории, ее места в культуре, определенную направленность познавательного интереса в современной ситуации, но и определенную политическую практику, определенное понимание науки о религии и ее развития, определенный внутринаучный этос.
Так, в вопросе о происхождении и природе религии основное внимание было направлено на социальные корни религиозных явлений: причину религии видели не столько в беспомощности человека перед лицом явлений природы, сколько в социальных отношениях, определяющихся «жалким состоянием производительных сил» и опосредующих эту беспомощность в сознании человека. Возникновение религии связывалось главным образом с нарастанием внутренних противоречий в первобытном человеческом обществе27.
Такой подход обусловил наиболее характерную для советского подхода на всем его протяжении идею «безрелигиозного периода в истории человечества»28. Несмотря на то, что идея безрелигиозной эпохи без сомнения вписывается в логику марксистского подхода, следует согласиться с В.Р. Кабо, который полагал, что «безрелигиозная эпоха занимала такое же место в советской идеологии, что и первобытный коммунизм – обе эпохи предвосхищали будущее коммунистическое общество атеистов»29. Именно поэтому данная идея выступала в качестве значимой предпосылки всех реконструкций ранних этапов истории человечества и всех интерпретаций отдельных памятников палеолитических культур и антропологически
Другим следствием указанного выше социологизма советского подхода была характерная для его приверженцев идея, согласно которой «у религии нет самостоятельной истории»30. Поскольку в качестве реальных движущих факторов ее истории рассматривались главным образом факторы социально-эконом
В истории культуры религии предназначалась главным образом отрицательная роль. Уже на самых начальных этапах «Первобытная религия, как и всякая религия, являясь фантастическим отражением бессилия и беспомощности, закрепляла эту беспомощность, в этом заключается величайшее реакционное значение первобытной религии»32.
Однако, подчеркивая «реакционную роль» религии на всех этапах ее истории, советские религиоведы, однако, полагали, что та или иная религиозная идеология может на определенных этапах исторического развития отражать (разумеется в искаженном виде) и даже стимулировать те или иные прогрессивные общественные перемены, выражать (также в фантастической форме) интересы не только господствующих, но и угнетенных классов. Специфика религиозной формы отражения33, тем не менее, такова, что в целом религия, тем не менее, всегда выступает как сила реакционная, освящающая несправедливый общественныйstatus quo.
Этим подходом обусловливался своеобразный христиано- и церкво- центризм советских исследований религии и тесно связанного с ними критического антирелигиозного пафоса: именно на разоблачение христианства, причем в особенности в его церковной, православной или католической, форме были направлены усилия, на порядок превосходившие те, которые были направлены на другие религиозные традиции. Считалось, что церковная организация (в противоположност
С необходимостью эффективного разоблачения этого служения, отслеживанием роли религии в классовой борьбе, постановкой на научную основу антирелигиозной пропаганды и связанной с этим прогностикой, отслеживанием происходивших в сознании людей перемен были связаны актуальные социологические и этнографические исследования религии в СССР34.
Здесь, несомненно следует указать и на тот печальный факт, что вопреки тому, что в работах ученых и философов религии того времени постоянно встречаются указания на недопустимость административных антирелигиозных мер и оскорбления чувств верующих, научный атеизм как исследовательска
Социологизм господствовал не только в понимании религии, но и в понимании науки о религии и ее истории. Объясняя движение научных идей советские авторы искали не их собственную внутреннюю логику, а их «социальные предпосылки, вытекающие из классовой борьбы»35. В таком освещении ученые представали прежде всего как глашатаи интересов тех или иных социальных групп, соотв., как апологеты или критики религии, а не как производители чистого знания. Предполагалось, что единственно научная (или единственно последовательно научная) теория религии может существовать только в рамках марксизма-ленини
Таким образом, знание о религии лишалось собственной ценности и получало ценность только инструментальную
В заключение отмечу несколько существенных обстоятельств.
Во-первых, научный атеизм никогда не был в СССР единственной программой изучения религии, хотя безусловно задавал здесь тон. Несмотря на преследования и ограничения со стороны властей и официальной науки имели место христианские (прот. А. Мень, С.С. Аверинцев, архиеп. Михаил Мудьюгин), буддийские (Б. Дандарон) подходы, попытки практиковать методы, лишенные выраженной мировоззренческо
Подводя итог, укажу, что сформировавшиеся в рамках советского научного атеизма специфические отношения между властью, мировоззрением, научной методологией и практикой конкретных исследований сделали невозможными критический анализ и пересмотр описанных выше предпосылок, способствовали их закреплению в сознании большинства ученых, прививке бюрократического этоса в научном сообществе, вели к падению престижа научного знания о религии в обществе в целом и в конечном итоге имели негативные последствия для развития науки о религии в России.
1 Опубликовано: Der “Wissenschaftlic
2 Проблеме истории отечественного религиоведения советского времени посвящены многочисленные работы И.Н. Яблокова, Меньшиковой, Е.С. Элбакян, М.М. Шахнович, П.Н. Костылева и др. Многие существенные проблемы подняты в работах М.Ю. Смирнова.
3 См.: Зуев Ю.П. Институт научного атеизма // ; Шахнович М.М. Отечественное религиоведение 20–80-х годов XX века: от какого наследства мы отказываемся // Шахнович М.М. Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006. С. 181–197; Элбакян Е.С. Феномен советского религиоведения //http://www.relig
4 Оно началось после смерти Сталина опубликованием постановлений ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистиче
5 Так в 1961–1971 годах было выпущено 16 пособий, в 1964–1972 защищено 50 докторских и 536 кандидатских диссертаций по научному атеизму (см.: Шептунин А.П. Задачи повышения уровня преподавания научного атеизма в вузах // Вопросы научного атеизма. Вып. 15. Научный атеизм в высшей школе. М., 1973. С. 5-22, здесь с. 17, 22).
6 Крянев Ю.В. Атеистические исследования // Вопросы философии. 1967. № 5. С. 153–156, здесь с. 155.
7 С точки зрения русского языка оба написания могут считаться верными. Достаточно редко встречающееся «религиеведение» производится от русского «религия», более частое «религиоведение» — от лат. «religio».
8 Крянев. Указ. соч. С. 155; Пашков Н.А. Актуальные проблемы научно-атеистиче
9 Новиков М.П. О предмете научного атеизма // Вопросы научного атеизма. Вып. 15. С. 25-36, здесь с. 30.
10 Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение. М., 1973.
11 Новиков. Указ. соч. С. 29.
12 Там же. Такого рода контроль неизбежно приводил к конфликтным ситуациям: так «появление монографии Ю.А. Левады «Социальная природа религии» стало поводом для «одергивания» отечественных социологов партийно-идеолог
13 Шахнович М.И. Философское содержание курса «Основы научного атеизма» // Вопросы научного атеизма. Вып. 15. С. 37–44, здесь с. 37.
14 Лебедев А.А. Студенческая молодежь и атеизм // Вопросы научного атеизма. Вып. 15. С. 199-213 здесь с. 201.
15 См.: Антонов К.М. Историческое изучение религии в духовно-академич
16 См.: Шахнович М.И. Исследование советской наукой проблем происхождения религии и ее ранних форм \ Вопросы научного атеизма. М., 1967. Вып. 4. Победы научно-атеистиче
17 Исходные точки зрения были сформулированы в: Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. Ч. 1-2. М., 1915–1918; Скворцов.-Степан
18 См.: Губанов. Указ. соч. С. 193; Дождикова Н.А. Чем был недоволен Берлиоз? О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и «проблеме Христа» //http://magazines
19 Мне не удалось обнаружить работ, посвященных Лукачевскому. Что касается Н.М. Маторина, то ему в советское время была посвящена лишь одна мемориальная статья: Носова Г.А. Н.М. Маторин как исследователь религии \ Вопросы научного атеизма. Вып. 7. М., 1969. С. 366-386.
20 См.: Маторин Н.М. Введение. Первобытный коммунизм // Первобытное общество. Сб. ст. б.м. 1932. С. 22; Лукачевский А.Т. Введение в историю религий. М., 1934. С. 50.
21 Особенно важны здесь: Федосеев П.Н. Против механицизма и меньшевиствующег
22 Фрейденберг О.М. Будет ли московский Нюрнберг? Из записок 1946–1949 годов // Синтаксис. Публицистика. Критика. Полемика. № 16. Париж, 1985. С. 49–164, здесь с. 152.
23 См.: Маркс К. К критике гегелевской философии права. .. Маркс К. Тезисы о Фейербахе… Ср. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. : «Каждая религия является ни чем другим как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, отражением в котором земные силы принимают форму сверхъестественн
24 Маркс К. Капитал Т. 1. Кн. 1. М., 1983. С. 383.
25 Лукачевский А.Т. Марксизм-лениниз
26 Там же. С. 15.
27 С этим подходом связано и особое отношение научного атеизма к распространенной в эпоху Просвещения теории обмана: широко спекулируя на фактах недостойного поведения священнослужител
28 См. напр.: Зыбковец В.Ф. Проблема происхождения религии в советской науке. (Постановка вопроса; труды А.В.Луначарского
29 Кабо В.Р. Происхождение религии. История проблемы. Канберра. 2002. Цит. по: http://members.i
30 Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. С. 21.
31 Лукачевский А.Т. Введение в историю религий. М., 1934. С. 6.
32 Лукачевский. Возникновение религии и начальные этапы ее развития // Первобытное общество. Сб. ст. б.м. 1932. С. 116–144, здесь с. 129.
33 Метафора «отражения» — один из основных постулатов теории познания диамата, канонизированный благодаря книге В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм
34 Из ранних работ см. например: Лукачевский А.Т. Изучение социальных корней религии в СССР. М, 1930; Маторин Н.М. Религия у народов волжско-камского края прежде и теперь. М., 1929.
35 Лукачевский. Происхождение религии. Обзор теорий. М., 1930. С. 94.
36 Лукачевский. Марксизм-лениниз
37 Лукачевский. Реконструктивный период и очередные задачи Союза Воинствующих Безбожников. М., 1930. С. 15.