Рене Готони. Ялмар Сунден / Пер. с англ. и прим. Т.В. Малевич

Ялмар Сунден (1908-1993) – шведский психолог религии. Сунден родился в Экше (Швеция), в семье подполковника и домохозяйки. Пик академической карьеры Сундена пришелся на конец его жизни. Он стал профессором в возрасте пятидесяти девяти лет и спустя восемь лет покинул свою должность, будучи высоко ценимым руководителем и другом для полдюжины аспирантов, часть которых стала профессорами в области психологии религии. Сунден продолжал вести активную деятельность в качестве писателя и лектора на симпозиумах, пользуясь большим академическим успехом в течение последних двадцати пяти лет своей жизни.

Образование Сундена проходило в Стокгольме, в гимназии в Нормальме и Университетском Колледже, где он получил степень магистра философии в 1930 году. Сунден продолжил свое обучение в Уппсале, окончив факультет теологии. Благодаря своей редкой способности к языкам — он свободно говорил на немецком, французском и английском, — ему не составило труда выучить иврит, древнегреческий и латынь. В 1932 году, после двух лет обучения, Сунден получил магистерскую степень в области теологии. В следующем году он стал пастором Шведской Лютеранской Церкви.

В 1967 году специальным парламентским указом Сунден получил собственную кафедру психологии религии в Уппсальском университете, проработав в течение многих лет пастором, преподавателем основ религии в средних школах, психологом в государственной полицейской академии, психологом религии в Стокгольмском университете и доцентом религиоведения, в т.ч. психологии религии, в Уппсале. Он был блестящим оратором, пользующимся популярностью по всей Швеции. Его лекционные туры дали ему глубокие знания тех вопросов, которые беспокоят обычных людей. Будучи далеким от научных изысканий, он всегда испытывал сильную эмпатию и уважение к простому народному благочестию. Такой подход и проницательность оказались решающими в его последующих исследованиях и академической карьере.

В своей докторской диссертации, посвященной философу Анри Бергсону, La théorie bergsonienne de la religion[1] (1940), Сунден критически рассматривает доминирующие в тот момент времени теории, связанные с выделяемыми Бергсоном двумя источниками морали и религии: первый источник укоренен в интеллекте, который также приводит к науке и ее статичным, механистическим идеям, а второй — основывается на интуиции, выражаясь в свободном творчестве искусства и философии, а также в мистическом опыте святых. Именно мистический опыт привлек внимание будущего психолога религии и не давал ему покоя всю оставшуюся жизнь — его последняя статья была посвящена Терезе Авильской.

Сунден задавал простые, но глубокие вопросы. Как так получается, что люди воспринимают жизнь с религиозной точки зрения? Почему одни люди воспринимают жизнь в терминах чистой случайности, другие говорят о взаимодействии событий, а третьи предпочитают использовать слово судьба? Кроме того, существуют такие люди, которые видят в эмпирическом мире некую цель, общаются с чем-то «другим» или «иным». Как возможно восприятие мира с религиозной точки зрения?

Ответы на эти вопросы нужно искать в главном вкладе Сундена в психологию религии — в его magnum opus Religionen och rollerna (Религия и роли, 1959). Здесь он объясняет свое понимание религиозного опыта посредством ролевой теории, основываясь на открытии, согласно которому все священные тексты содержат описания религиозных личностей, взаимодействующих с Богом или богами. Библейская традиция обеспечивает людей поведением и ролевыми моделями общения христиан с Богом и переживания ими его присутствия. Читая Псалмы, люди невольно сливаются с мифической фигурой Давида, тем самым оказываясь внутри особой интеракциональной системы — в человеческой роли по отношению к ее божественному партнеру, Богу. Ход мысли  здесь следующий: если Бог спас их, то и сейчас он сделает то же самое, если люди верят и надеются на него. Независимо от того, насколько безнадежной может показаться ситуация, ожидается, что в конечном итоге обещания будут исполнены.

В отличие от предшествующих теорий, Сунден утверждает, что религиозный опыт не состоит из особых религиозных чувств и не является свободным от культурной традиции. Он не возникает из пустого ничто или из какого-либо внутреннего таинственного слоя психики. Скорее это вопрос восприятия, процесса, посредством которого сенсорная стимуляция преобразуется в организованный или значимый опыт: интуитивное признание экзистенциальной «истины». Научение является решающим фактором, обеспечивающим душу un systéme aperceptif[2] для того, чтобы ее коснулся и в нее вошел личный живой Бог. Таким образом, религиозный опыт является воспроизводимым, а не субъективным феноменом, к которому некоторые ученые хотели его редуцировать.

Сунден соединил в психологии религии структурно-аналитические, интеракционистские и перцепционные аналитические модели, взятые из магистральных исследовательских традиций в общественных науках, при этом он основывался на своем глубоком знании истории религий и современных теорий и методов. Его большие познания в религиозных текстах, а также эмпатический настрой по отношению к ним позволили Сундену превратить ролевую теорию в герменевтический инструмент, особенно полезный для психологической интерпретации автобиографий и других личных документов, например дневников, журналов и писем.

Сундена справедливо считают основателем психологии религии в скандинавских странах. Когда его magnum opus перевели на немецкий язык под названием Die Religion und die Rollen (1966), его идеи быстро нашли благодатную почву в Германии, Нидерландах и Бельгии, а также в Соединенных Штатах в конце 1980-х годов. В течение многих лет Сунден возглавлял Международную ассоциацию психологии религии. Влияние его ролевой теории на европейских психологов религии сопоставимо с влиянием теории религиозных ориентаций Гордона Олпорта на американских психологов.

 

Библиография

Ялмар Сунден писал много о ролевой теории, однако из всех когда-либо написанных им на эту тему работ наибольший свет на его представления проливает первая статья Сундена в его сборнике Sjuttiotredje psalmen och andra essäer (Семьдесят третий псалом и другие статьи; Стокгольм, 1956). Для тех, кто не может читать по-шведски, прекрасной заменой может стать его статья “Saint Augustine and the Psalter in the Light of Role-Psychology,” опубликованная в Journal for the Scientific Study of Religion 26, no. 3 (1987): 366–412 (номер, полностью посвященный ролевой теории Сундена).

Holm, Nils G. “Role Theory and Religious Experience.” In the Handbook of Religious Experience, edited by Ralph W. Hood, pp. 397–420.Birmingham,Ala., 1995. Эта статья дает подробное представление о ролевой теории Сундена.

Holm, Nils G. “An Integrated Role Theory for the Psychology of Religion: Concepts and Perspectives.” In The Psychology of Religion: Theoretical Approaches, edited by Bernard Spilka and Daniel N. McIntosh, pp. 73–85.Boulder,Colo., 1997. В этой статье Холм использует ролевую теорию Сундена для анализа так называемого «пространства духовной жизни».

Holm, Nils G., and J. A. Belzen, eds. Sundén’s Role Theory: An Impetus to Contemporary Psychology of Religion.Åbo,Finland, 1995. Сборник новейших статей учеников Сундена в память об их наставнике и друге.

Källstad, Thorvald, ed. Psychological Studies on Religious Man. Uppsala, Sweden, 1978. Сборник статей, посвященный Сундену в честь его семидесятилетия.

Sundén, Hjalmar. Religionen och rollerna.Stockholm, 1959. На немецком: Die Religion und die Rollen: Ett psykologiskt studium av fromheten (Eine psychologische Untersuchung der Frömmigkeit). Translated by Herman Müller and Suzanne Öhman.Berlin, 1966.

Wulff, David. Psychology of Religion: Classic and Contemporary Views.New York1991.

 

Рене Готони (2005)

Энциклопедия религии (2005)

 

Русскоязычная литература о Сундене, к сожалению, фактически исчерпывается статьей: Забияко А.П. Ролевая теория религии Я. Сундена: (Обзор) // Современные зарубежные исследования в области философской теологии. М., 1991. С. 82-102. (прим. гл. ред.)



[1] «Бергсоновская теория религии».

[2] Система восприятия.