Карасёва С.Г. Философские основания рассмотрения религии (постановка вопроса)

При рассмотрении религии имеют значение как методологические, так и мировоззренческие подходы: последние могут обусловить трактовку религии либо как иллюзорного, либо как (по меньшей мере) недостоверного по своему содержанию феномена, либо — как феномена действительного в своем предмете.

Трактовка религии будет зависеть от той мировоззренческой парадигмы, в контексте которой строится. Всю сумму наработанных в культуре философских представлений о реальности можно свести к сквозной общей схеме, которая различает в существующем три плана: материальный/ физический — идеальный/метафизический — трансцендентный/ абсолютный1 (или самообусловливающий и, значит, самодействующий). Это деление оформляется в следующие мировоззренческие модели: натуралистическую — метафизическую — мистическую, в зависимости от того, какой из названных планов реальности утверждается в той или иной модели в качестве единственного или основополагающего. Натурализм утверждает основоположность материалистического плана (вещественно явленного); метафизика — идеалистического (задающего формальную упорядоченность вещества); мистический реализм2 — абсолютного, т. е. безначального, самоконститутивного плана, обусловливающего себя и любые другие.

В человеке эта троичная схема выделяет соответственно следующие планы: материальный (т. е. физический, или телесный состав человека), сущностный (психический, определяющий специфику человеческой жизнедеятельности) и трансцендентный (личностный, координирующий и мотивирующий человеческую жизнедеятельность), или — в традиционной терминологии: телесный, душевный, духовный. Многочисленные трактовки соотношения этих планов можно свести опять же к трем основным: натуралистической (материалистической), метафизической (идеалистической), мистической (трансцендентно-реалистической)3. Эти варианты тоже различаются по тому, какой из планов считается в составе человека исходным или единственным. Натурализм определяет человека как, прежде всего, физическое (телесное) существо, но живое и высокоорганизованное, что сказывается в его способностях самосознания и целенаправленной деятельности (сознающей свободной воли). Метафизика определяет человека с точки зрения его целостности, т.е. рассматривает его как единство качественно различных составляющих — тела, души и разумной (свободной) воли — духа; причем телесный план объявляется обусловленным разумной волей либо самого человека, либо абсолютного начала, имманентного или трансцендентного человеку. Мистический реализм (и артикулирующие его философские системы — пантеизм, панентеизм, теизм) трактует человека с точки зрения его стремления к максимально полному самоосуществлению, условием чего считается связанность человека с предельным основанием реальности (абсолютным началом). Это значит, что в системах мистического (трансцендентного) реализма (теистических по сути, как уже было указано: пантеизме, панентеизме, теизме) человек трактуется не только как единство тела, души и духа, — т. е. как статичное, раз навсегда данное единство, — но как заданность движения от замкнутого существования в конечном теле, в индивидуальной душе и даже в общем порядке универсума — к преодолению всякой конечности (телесной, психической, социальной, метафизической) и к обретению неограниченного статуса существования: как минимум — длящегося благоденствия, в пределе — бесконечного самоосуществления. Таким образом, в мистицизме человек трактуется как открытое единство, способное превзойти себя в постижении абсолютного и стремящееся выйти, на этом основании, за пределы рационально-эмпирической данности.

В зависимости от того, в рамках какой из названных моделей характеризуется религия, она может быть определена либо как иллюзорная (в натурализме), либо как неудостоверяемая (в метафизике), либо как аутентичная (в мистическом реализме) форма человеческого опыта и самоосуществления.

Известно, что действительная суть человека (его подлинный онтологический статус) является величиной не данной, а только заданной. Свернутость онтологического потенциала делает человеческое существование открытым к самоопределению и самосозиданию. Основанием и горизонтом этого созидания в мистическом реализме (и различных типах философского теизма) объявляется трансцендентная реальность: бесконечность, абсолют. И поскольку религия функционально определяется как стремление человека к осуществлению себя в масштабе бесконечности, или абсолюта (а тип религии соответствует определенному типу представлений о бесконечном, или абсолюте), постольку именно мистический реализм (размыкающий наличную реальность к бесконечному) выступает адекватным предельным контекстом анализа религии.

Развернутыми, но далеко не исчерпывающими рационализациями мистического реализма являются, как уже указано, философские системы пантеизма, панентеизма, собственно теизма. Логически наиболее разработанной системой обоснования мистического реализма является теизм. Система теизма — философская рационализация определенного (мистического) типа опыта, и поэтому она может быть использована как абстрактная интерпретативная модель, в ее логической отвлеченности от того опыта, который в ней схематизирован. Содержательное преимущество философского теизма как рационализации мистического восприятия заключается в том, что он содержит в своей структуре развернуто и дифференцированно все онтологические измерения — материальное, идеальное, трансцендентное, — тогда как в других концепциях (в натурализме, метафизике) эти измерения оказываются редуцированными друг к другу. В философском теизме все планы реальности (физический/материальный, метафизический/идеальный, трансцендентный/абсолютный) рассматриваются как онтологически равнодействительные, хоть и содержательно не равнозначные, что проявляется в логическом различении их существенных свойств (осязаемая оформленность-пространственность-временность — для физического плана; неосязаемая оформленность-внепространственность-вневременность — для метафизического; самодостаточность (со всеми логически свернутыми в ней характеристиками) — для трансцендентного абсолютного).

Т. е. философский теизм эксплицирует и вводит в свою систему координат то онтологическое измерение (бесконечное целое, или абсолют), которое по своим характеристикам превосходит планы материального и идеального и, вследствие этого, либо игнорируется соответствующими моделями реальности (материализмом/натурализмом и идеализмом/метафизикой), либо редуцируется в них к одному из указанных планов. Теизм, преодолевая онтологическую одномерность материализма (натурализма) и идеализма (метафизики), объединяет их субстанции — материальное и идеальное — в сложное единство взаимоотношений с бесконечным целым (абсолютным) как онтологически выделенным измерением реальности. И поскольку бесконечное, или абсолютное, получает в философском теизме выделенный онтологический статус, оно может рассматриваться как отдельный горизонт реальности и человека. Именно благодаря наличию этого плана в теизме рассмотрение религии получает в этой парадигме онтологическую действительность, безусловную (неэмпирическую и нерациональную) достоверность.

Литература:
1. Виндельбанд В. История философии/Пер. с нем. — Киев: Ника-Центр — Вист-С, 1997. — 560 с.
2. Kenny A. (ed.). The Oxford Illustrated History of Western Philosophy. — Oxford: Oxford University Press, 2001. — 407 p.
3. Лосский В.Н. Очерк мистического богословаия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М.: Центр СЭИ, 1991. — 288 с.
4. Лосский Н.О. Введение в философию. — П-д: Типография «Тогблат», 1918. — 305 с.
5. Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие: Конспекты лекций/Пер. с англ. Л. Волохонской. — Вильнюс-Москва: Весть, 1992. — 357 с.
6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 тт./Пер. с итальянского С. Мальцевой. Научн. ред. Э. Соколов. — Т. 1. Античность. — 1997. — 336 с; Т. 2. Средневековье. — 1995. — 368 с; Т. 3. Новое время. — 1996. — 736 с; Т. 4. От романтизма до наших дней. — 1997. — 880 с.
7. Философский словарь Вл. Соловьева. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. — 464 с.
8. Философский энциклопедический словарь/Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
9. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. — М.: Паломник, 1992. — 240 с.
10. Франк С. Введение в философию в сжатом изложении. — Петербург: «ACADEMIA», 1922. — 84 с.
11. Христианство: Энциклопедический словарь. В 3 тт./Ред. кол.: С. С. Аверинцев (гл. ред.) и др. — М.: Большая российская экнциклопедия, 1993-1995.

1 Абсолют, от лат. absolutus, независимый, законченный, доведенный до совершенства; производное от лат. solus, только один, единственный, ни от чего не зависящий.
2 К философским системам, которые артикулируют мировосприятие, насыщенное мистическими интуициями или собственно мистическое, можно отнести: панпсихизм (гилозоизм), пантеизм, панентеизм, теизм (примечательно, что в панпсихизме (гилозоизме) и пантеизме мистицизм сочетается с материализмом). Названные философские системы соответствуют различным типам религиозного (собственно мистического) мировоззрения: аниматизму, анимизму, генотеизму, политеизму, монотеизму, др.
3 Эта мировоззренческая парадигма объединяет в отдельную группу те метафизические системы, которые утверждают безусловность трансцендентного основания реальности (строго говоря, ирреального, поскольку оно трансцендентно, т.е. внеположного по отношению к матеральному и идеальному аспектам реальности, обусловливает их). Стереотипно такие системы в философии классифицируются как религиозно-метафизические или религиозно-идеалистические. Но поскольку к кругу подобных философских систем можно причислить и эксплицированные теологии, имеет смысл выделить все эти (религиозно-метафизические и теологические) системы в отдельную группу, отличающуюся безусловным (умозрительно-интуитивным или мистико-интуитивным) утверждением трансцендентного основания реальности.

Об авторе: Карасёва Светлана Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент, кафедра философии культуры, Белорусский государственный университет (Минск, Беларусь).