Герардо Ньоли. Джузеппе Туччи (1894–1984) / Пер. Екатерины Середы

Джузеппе Туччи (1894–1984), итальянский востоковед, исследователь азиатских религий. Джузеппе Тучи родился в Мачерате, в Марке (Италия) 5 июня1894 г, умер 5 апреля1984 г, в своем доме в Сан-Поло деи Кавальери, недалеко от Тиволи. Туччи принимал участие в Первой Мировой Войне, после войны он окончил филологический факультет Римского Университета (1919). С 1925 по 1930 гг. он проживал в Индии, преподавая китайский и итальянский языки в Калькутте и Шантиникетане, и параллельно изучал тибетский и санскрит. В 1929 году научное сообщество Италии удостоило Туччи звания академика. В 1930 он принял кафедру отделения Китайского языка и литературы в Институте Востоковедения Неаполя. С1930 г. Туччи возглавлял кафедру религии и философии Индии и Дальнего Востока Римского Университета, где оставался по 1969г.

В 1933 году он вместе с философом Джованни Джентиле основал Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока (IsMEO — Istituto per il Medio e l’Estremo Oriente), президентом которого Тучи являлся с 1947 по 1978гг. (с 1979 он считался почетным президентом).

Туччи был редактором нескольких периодических изданий, включая «Alle fonti delle religioni» (с 1921 по 1924 гг.), «Bollettino del’IsMEO», переименованный в «Asiatica» в 1935м (с 1933 по 1943 гг.), «Le scienze del mistero e il mistero delle scienze» (в 1946 году), и «East and West» (с 1950 по 1984 гг.). Он также основал серии научных публикаций IsMEO, таких как «Serie Orientale Roma» (редактор первых 22-х томов) в 1950 году, «Reports and Memoirs» (документальное исследование) в 1962 году, и «Restoration» в 1969 году. С1950 по 1973 гг. он руководил изданием серии «Il nuovo Ramusio», опубликованной Libreria dello Stato. Он также редактировал многие другие работы, посвященные популяризации и распространению знания о восточных цивилизациях.

Научные труды Туччи были дополнены его полевыми исследованиями – он, возможно, был последним из великих путешественников – равно как его страстным интересом к жизни современного Востока. Он провел шесть лет в Индии, ставших формирующими в его жизни, совершил восемь экспедиций в Тибет (1929–1948), шесть экспедиций в Непал (1950–1954), и исследовательское путешествие через Пакистан (1955), Афганистан (1957), и Иран (с 1959).

Туччи продолжал заниматься археологическими и полевыми исследованиями вплоть до 1976 года.

Ему были оказаны высочайшие почести в таких странах, как Афганистан, Япония, Индия, Индонезия, Иран, Непал, Пакистан и Таиланд. Туччи получил почетные докторские степени многих европейских и азиатских университетов, в том числе Дели, Катманду и Тегерана, получил различные академические и ученые степени в Италии (от Итальянской Академии, Научной Академии Турина, Академии Сан Лука, Географического Общества Италии), Австрии (Австрийская Академия Наук), Франции (Азиатское Общество), Германии (Немецкий Археологический Институт), Японии (Императорская Академия и др.), Индии (Азиатское Общество в Калькутте и Университет Вишвабхарати в Шантикетане) и Англии (Британская Академия и Королевское Азиатское Общество).

Туччи также получил множество международных премий, включая золотую медаль Калькуттского Общества Искусств (1965), памятную медаль сэра Перси Сайкса (1971), медаль археологии Академии Архитектуры Парижа (1972), премию Международного Взаимопонимания Джавахарлала Неру (1976), премию Больцано по истории (1979). Премия Джавахарлала Неру была особенно дорога Туччи, из-за их дружбы и связей с великими фигурами современной индийской истории – Рабиндранатом Тагором, Сарвепалли Радхакришнаном и Мохандасом Ганди.

Основными областями исследовательского интереса Туччи были Индийский субконтинент и Тибет. Полная библиография Туччи насчитывает 360 работ, включая дюжины книг, порядка двухсот статей, несколько обзоров, словарных статей и пр. Его исследования затрагивали множество тем помимо индийских и тибетских исследований, и, в основном, фокусировались на изучении религиозной и философский мысли, а также на исторических расследованиях. Интерес Туччи к последней области привел его к изучению археологии Гиндукуша и Ирана; эта работа была также вдохновлена его многолетним интересом к точкам соприкосновения Гималайского региона, Северо-Восточной Индии, Пакистана и Афганистана. Он изучал Китай в основном на ранних этапах своей научной карьеры, в трудах «Scritti di Mencio» (1921), «Storia della filosofia cinese antica» (1922), и «Saggezza cinese» (1926). В любом случае, важнейшим объектом его исследований был буддизм во всех формах его развития и распространения, от Индии до Тибета, Центральной Азии, Китая и Дальнего Востока. Туччи интерпретировал буддизм как высшую форму восточного гуманизма. Пребывая в постоянном поиске универсальных значений и гуманистической перспективы, Туччи полагал историю Азии тесно связанной с историей Европы, и воспринимал Евразию единым континентом – как в географическом, так и в культурном смысле.

 

Литература.

Его основными трудами являются: «Linee di una storia del materialismo indiano», 2 тома (1923–1929); «Indo-Tibetica», 6 томов. (1932–1941); «Tibetan Painted Scrolls», 2 тома (1949); «Teoria e pratica del Mandala» (1949); «The Tombs of the Tibetan Kings» (1950); «Minor Buddhist Texts», 2 тома. (1956–1958); «The Religions of Tibet» (1970); «The Ancient Civilization of Transhimalaya» (1973); and «On SwaЇt: The Dards and Connected Problems» (1977).

Туччи обладал обширными гуманитарными познаниями и глубоко интересовался религиозной и философской мыслью. Ему были присущи огромная эрудиция, блестящие знания языков и филологическое мастерство. Он тщательно изучил санскрит и тибетский, а также обладал значительными познаниями в китайском, пали и нескольких других индийских языках. Несмотря на это, он не отвергал широкую публику, для которой написал много популярных работ. Например, «Santi e briganti nel Tibet ignoto» (1937), «Forme dello spirito asiatico» (1940), «Asia religiosa» (1946), «Tra giungle e pagoda» (1953), «To Lhasa and Beyond» (1956), «The Discovery of the Mallas» (1962), «La via dello Swat» (1963), «Il trono di diamante» (1967), «Tibet, Land of Snows» (1967), и «Rati-Lila» (1969).

Многие из важнейших трудов Туччи собраны (и частично отредактированы им заново) в «Opera Minora» (1971), опубликованном Школой исследований востока Римского Университета. Неапольский Институт Востоковедения посвятил Туччи два тома азиатских исследований, озаглавленных « Studi in onore di Giuseppe Tucci» (1974), а IsMEO опубликовал международную коллекцию ориенталистских работ в трех томах в память Туччи – «Orientalia Iosephi Tucci Memoriae Dicata» (1985–1988).

 

Литература о нем.

7 мая 1984 года Итальянский Институт Ближнего и Дальнего Востока (IsMEO) торжественно почтил своего основателя выходом публикации «Giuseppe Tucci» (Rome, 1984); английская версия этой работы, сопровождавшая обновленную библиографию сочинений Туччи, вышла под названием «Giuseppe Tucci» в «East and West», №3 (1984).

Год спустя после смерти Туччи, институт опубликовал «Ricordo di Giuseppe Tucci» (Rome, 1985) Раниеро Ньоли при участии других исследователей; эта работа включала в себя биографические сведения, обсуждение введенного Туччи принципа cursus honorum и его научных концепций, библиографию.

Короткие заметки были опубликованы в различных научных обзорах, включая «Universalia 1984» (Ежегодное дополнение энциклопедии «Universalis»); «Mondo cinese» 45 (1984): 101–105; Элиаде написал о нем в «History of Religions» 24 (1984): 157–159; «Tohogaku» 68 (1984): 127–154; «Journal of the International Association of Buddhist Studies» 7 (1984): 137–142; «AIUON» 44 (1984): 699–704; и «Il Giappone» 24 (1984): 211–213. Второй номер «India Past and Present: A Biannual Journal of Historical Research» за 1985 год посвящен Туччи и содержит (с. 3-11) редакционную статью о его жизни и творчестве. Коррадо Пензу в исследовании «L’occidente e le religioni orientali nella prospettiva di Giuseppe Tucci» // «Paramita: Quaderni di Buddhismo» 16 (1985): 19–25 раскрывает связь Запада с восточными религиями с точки зрения Туччи.

 

Новые источники

Melasecchi, Beniamino, ed. Giuseppe Tucci nel centenario della nascita.Rome, 1995; Tucci, Giuseppe. On Swat: Historical and Archaeological Notes.Rome, 1997.

 

Герардо Ньоли,

Энциклопедия религии (1987),

Перевод с итальянского Р. Блюменфельд-Диаконеску,

Перевод с английского Екатерины Середы

 

Русскоязычная библиография.

Его: Религии Тибета / Пер. с итал. О.В. Альбедиля. — СПб.: Евразия, 2005; Святые и разбойники неизведанного Тибета: дневник экспедиции в Западный Тибет. 1935 / Пер. с итал. А.А. Малыгина. — СПб.: Алетейя, 2004.

О нем: Ставиский Б.Я. Памяти Джузеппе Туччи // Народы Азии и Африки, №1 (1985), с. 213–214; Монтлевич В.М. От редактора // Туччи Дж. Религии Тибета / Пер. с итал. О.В. Альбедиля. — СПб.: Евразия, 2005. С. 8-9.