Ина Вунн. Аби Варбург /Перевод с англ. М.С. Синицына и Т.П. Прокопенко

Аби Мориц Варбург (1866–1929) — немецкий историк искусства и культуролог, разработавший новые концепции понимания культурного выражения человеческого сознания и поведения. Хотя при жизни он не был широко известен, а за пределами узкого круга историков искусства его знали только по имени, со временем он стал считаться одной из важнейших фигур в изучении религии. Его значение для современных исследований связано не только с проблемами иконологии; глубокий интерес Варбурга к психологии и антропологии позволил ему разработать новые и успешные стратегии для расшифровки сложных и непроницаемых образов, а его внимание к природе коммуникации и трансформации символического значения знаков утвердило его в качестве выдающегося представителя современных исследований символизма.

Варбург родился в Гамбурге 13 июня 1866 года; он был первенцем в семье банкира Морица Варбурга и Шарлотты Оппенгейм Варбург. Согласно семейной легенде, в возрасте тринадцати лет Аби Варбург отказался от своего наследственного права стать преемником отца в фирме. Вместо этого он потребовал не только пособие в соответствии со своими финансовыми потребностями, но и финансирование дорогостоящей жизни, посвященной исследованиям, достигшим своего апогея в общественной деятельности Культурно-научной библиотеки Варбурга (Kulturwissenschaftliche Bibliothek Warburg, позже известной как Институт Варбурга) и связанных с ней выдающихся ученых.

Проект Варбурга. В 1886 году Варбург начал изучать историю искусств, историю и археологию в Бонне, одном из самых известных немецких университетов конца XIX века. С 1888 по 1889 год посещал семинар Августа Шмарсова во Флоренции. Из трудов Джорджо Вазари, интерпретировавшего развитие живописи как прогресс в способности художников копировать природу, Варбург уяснил, что художники флорентийского Кватроченто не были простыми имитаторами естественного облика. В частности, в манере изображения драпировки Филиппино Липпи и Сандро Боттичелли отклонялись от реализма, добавляя к нему развевающиеся одежды и волосы. В своей докторской диссертации, посвящённой картинам Боттичелли «Рождение Венеры» и «Весна», Варбург убедительно обосновал это неожиданное наблюдение, выявив исторические обстоятельства их создания. Ему удалось доказать, что античность визуализировалась с помощью динамических формальных дополнений, поскольку поэты и философы из ближайшего окружения покровителей Боттичелли черпали определенные мысленные образы у античных писателей, восхищавшихся описаниями чарующего движения. Только в эпоху Высокого Возрождения иллюстрирование воображаемых тем в виде фантазии превратилось в язык идеализации, который стал типичной стилистической идиомой этого периода.

Новый подход Варбурга к объяснению стилистических элементов через психологические термины частично формировался под влиянием его учителей в Бонне и позже в Страсбурге, где он завершил работу над диссертацией. Герман Узенер, чьи лекции по греческой мифологии посещал Варбург, исследовал проблему отражения механизмов сознания в истоках мифологии. Под влиянием итальянского эволюциониста Тито Виньоли и книги Чарльза Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Варбург проследил, как свойственная человеку экспрессия восходит к инстинктивным реакциям животных, которые в конечном итоге обусловливаются страхом. Помещая между импульсом и действием своего рода паузу для размышления, человек способен превратить неконтролируемые эмоциональные реакции в символические жесты и искусство. Монистическая психология искусства Варбурга базируется не только на этой ранней теории стимула и реакции, предвосхищающей этологию, но и на теориях, восходящих к ассоцианизму Джона Локка и уточненных немецким философом Иоганном Фридрихом Гербартом. По мнению историка Карла Лампрехта, одного из учителей Варбурга в Бонне, коллективный менталитет общества определялся характером присущих ему мысленных образов (Vorstellungen), которые находят символическое отражение в искусстве. Варбург использовал эти научные подходы для изучения ментальных образов, проявляющихся в искусстве, литературе и религиозных церемониях.

При изложении своей программы Варбург сосредоточился главным образом на анализе именно ренессансной культуры. После женитьбы на художнице Мэри Херц в 1897 году он переехал во Флоренцию (1897–1904), чтобы глубже понять покровителей флорентийского искусства и их интересы. Сложность флорентийского общества XV века отразилась в знаменитых произведениях искусства, заказанных Лоренцо Медичи и его окружением. В мастерских флорентийских художников на основе переосмысления античности сформировался новый стиль, противоречащий господствующему ранее реализму в изображении одежды alla franzese (французский стиль изображения). Варбурга интересовало не только отвержение чрезмерно приземлённого и материалистического искусства ради раскрытия языка телесных страстей, а скорее открытие того, что художественные пристрастия круга Лоренцо отнюдь не были чем-то необычным. Напротив, классический идеал противостоял мощному средневековому стилю спокойного реализма, происходившему из Фландрии. Именно эта борьба противоположных сил обусловила напористость и силу победившего в итоге стиля alla antica (античный стиль изображения). Поэтому античность со своим языком страсти была принята лишь тогда, когда она позволила преодолеть тенденцию к неосознанному, поверхностному реализму. Без противовеса, или, по выражению Варбурга, без чувства дистанции, те же образы привели бы к пустой риторике и, в итоге, к упадку искусства.

Изучение классических элементов и изменений их значений со временем стало почти единственным содержанием исследований Варбурга примерно после 1908 года. Фрески XV века в Палаццо Скифанойя изображают ассоциируемых (в соответствии со средневековой традицией) с планетами древнегреческих богов, а также деканов — управителей 36 частей зодиакального круга (вымышленные астрологические образы, позаимствованные Ренессансом из арабских источников). Только Высокому Возрождению удалось победить демонов астрологии, переместив их в эстетическую и отстранённую сферу чистой красоты. Различные способы изображения божеств-планет от средневековой интерпретации до их возврата к античному облику иллюстрируют, как примитивные страхи влияют на порождаемые сознанием образы. С психологической точки зрения, проецирование созвездий на хаотическое множество звёзд и их отождествление с мифическими существами можно считать первым шагом к ориентации во враждебном мире. Однако, если образы теряют дистанцию и превращаются в экран для современных страхов и желаний, их символическая сила ослабевает.

В то время интерес Варбурга к вопросам преодоления страха с помощью культурных средств массовой информации был не только теоретическим. Личный опыт борьбы с опасной для жизни болезнью и вездесущая угроза существованию евреев часто приводили к приступам тревоги, что наложило отпечаток на его философию культуры. С распадом Германии после Первой мировой войны разум Варбурга не смог противостоять травмирующим впечатлениям, поэтому стало неизбежным его направление в психиатрические клиники Гамбурга и Йены. Только опытному швейцарскому психологу Людвигу Бинсвангеру в конце концов удалось восстановить личность Варбурга. Во время пребывания в санатории в Кройцлингене Варбург пытался вернуть себе ясность мышления, читая своим собратьям по несчастью лекцию «Ритуал змеи». Эта лекция была основана на путешествии, которое он совершил в 1895 и 1896 годах в США, где изучал культуру американских индейцев в Смитсоновском институте и в реальных условиях жизни индейцев на засушливых плоскогорьях Нью-Мексико. Воспоминание о посещении индейцев хопи в 1895–1896 годах, которое дало ему материал для последующих размышлений, имело большое значение, если посмотреть на это с разных точек зрения. Изучение традиционной религии и искусства, с их первобытными и жестокими эмоциями, привело его к предполагаемым истокам культуры, где ритуальные и символические процессы развивают особое чувство дистанции, приобретаемое через рефлексию, что позволяет сублимированным трансформациям пугающих впечатлений превратиться в хрупкое sophrosyne (античную добродетель благоразумия).

Во время болезни Варбурга его ассистенты Фриц Заксль (1890–1948) и Гертруда Бинг (1892–1964) сделали гораздо больше, чем просто продолжили работу Культурно-научной библиотеки Варбурга, которая имела столь особое и, вероятно, даже сакральное значение для их наставника. Библиотека была не просто систематизированным собранием книг, сформированным для специальной исследовательской программы Варбурга; она была отражением его мышления. Варбург, который не уставал перекладывать и переставлять книги в соответствии со своей актуальной системой мышления, рассматривал свою библиотеку как крепость против сил тьмы и ада. В этом смысле библиотека, связанная как с наукой, так и с неясным и демоническим миром, стала «освященным пространством», где борьба с демоническими силами в его борьбе за ясность черпала свою наибольшую силу.

В годы восстановления Варбурга Заксль завершил работу над статьей Варбурга об астрологических пророчествах в период немецкой Реформации. Кроме того, Заксль и Бинг начали подготовку к масштабному проекту, который планировался как всестороннее исследование результатов прежней работы Варбурга. Как только здоровье Варбурга улучшилось, он и его ассистенты начали готовить почву для создания Атласа «Мнемозина», отражающего древние образы и символы, сохранившиеся в коллективной памяти европейских народов. Согласно теории Варбурга, любой опыт оставляет в нервной системе энграмму, которая действует как своего рода накопитель энергии. Эта накопленная энергия становится осязаемой в картинах и символах. В этом контексте акт рисования, как и акт символизации в ритуале, является процессом прогресса в том смысле, что это попытка контролировать угрожающую энергию, которая питается коллективной памятью сообщества. Варбург не смог завершить дело своей жизни. Он умер в Гамбурге в октябре 1929 года в возрасте шестидесяти трех лет.

Продолжение проекта Варбурга. Смерть Варбурга, хотя и стала тяжелой утратой для его семьи, друзей, коллег и учеников, но отнюдь не стала концом созданной им исследовательской программы. Во время болезни Варбурга Заксль открыл Культурно-научную библиотеку Варбурга для публики и превратил ранее частное учреждение в исследовательский центр высокого уровня. Главным образом благодаря Закслю в Варбургском институте сформировался междисциплинарный круг ученых, включая Эрнста Кассирера (1874–1945) и Эрвина Панофского (1892–1968). Во время их долгого сотрудничества Заксль не только заботился о публикациях Варбурга и популяризировал его исследования, но и вместе с Бингом и Эдгаром Виндом (1900–1971) продолжил миссию Варбурга и сохранил библиотеку для последующих поколений.

Даже после смерти Варбурга и успешной перевозки его библиотеки в Лондон бывшие ученики и ассистенты Варбурга сохраняли тесную связь с работой и мышлением своего наставника. Многие публикации Бинг, Винда, Заксля и Карла Георга Хайзе (1890–1979) стали результатом распространения и рецепции идей Варбурга.  Главным образом, развивая и систематизируя теоретические и концептуальные положения Варбурга, они смогли занять новые и аутентичные позиции в истории искусства, которые сделали их ведущими экспертами в своих областях. Заксль, сначала интересовавшийся астрологическими и мифологическими писаниями, позже включил древние религии в число основных предметов своих исследований. Его работа «Сатурн и меланхолия» (1964), которую он написал вместе с опытными историками искусства и культуры Эрвином Панофским (1892–1968) и Раймондом Клибанским (1905–2005), оказала влияние на будущие исследования. Винд, который присоединился к Варбургскому институту в 1928 году, сосредоточился на итальянском Возрождении, но также оказал влияние на развитие иконографии как метода в истории искусства и истории религий. Эрнст Гомбрих (1909–2001), молодой историк искусства, тесно связанный с венской школой, завоевал лидирующие позиции в мире искусствоведов, написав интеллектуальную биографию Варбурга, которая продолжает оказывать влияние на восприятие работ Варбурга. Психологический взгляд Гомбриха на искусство как на взаимообусловленность творчества позволил создать новую концепцию истории искусства, включающую доисторическое и неевропейское искусство и его иконографию. Панофский, вероятно, самый известный историк искусства своего века, стал членом кружка Варбурга во время учебы в Гамбургском университете. Его главной заботой было сохранение методологических подходов в истории искусства.  Именно Панофский окончательно утвердил иконологию как метод исследования и разработал ее теоретические основы. В основном благодаря своему краткому обзору различных научных дисциплин Панофский смог продолжить наследие Варбурга.

BIBLIOGRAPHY

1. Böhme, Hartmut. “Aby M. Warburg (1866–1929).» Klassiker der Religionswissenschaft: Von Friedrich Schleiermacher bis Mircea Eliade, edited by Axel Michaels, pp. 133–156. Munich, 1997.

2. Ferretti, Silvia. Cassirer, Panofsky, Warburg: Symbol, Art, and History. Translated by Richard Pierce. London and New Haven, Conn., 1989.

3. Forster, Kurt W. “Introduction.” In The Renewal of Pagan Antiquity: Contributions to the Cultural History of the European Renaissance (1932), by Aby Warburg, translated by David Britt, pp. 1–75. Los Angeles, 1999.

4. Ginzburg, Carlo. “From Aby Warburg to E. H. Gombrich: A Problem of Method.” In Clues, Myths, and the Historical Method, translated by John Tedeschi and Anne C. Tedeschi, pp. 17–59. Baltimore, Md., 1989.

5. Gombrich, Ernst H. Aby Warburg: An Intellectual Biography, with a Memoir of the History of the Library by F. Saxl. London, 1970; 2d ed., Chicago, 1986.

6. Kultermann, Udo. Geschichte der Kunstgeschichte: Der Weg einer Wissenschaft. Düsseldorf, Germany, 1966; 2d ed., 1970.

7. Translated into English as The History of Art History (New York, 1993).

8. Saxl, Fritz, Raymond Klibansky, and Erwin Panofsky. Saturn and Melancholoy: Studies in the History of Natural Philosophy, Religion, and Art. New York, 1964.

9. Warburg, Aby. Die Erneuerung der heidnischen Antike: Kulturwissenschaftliche Beiträge zur Geschichte der europäischen Renaissance. 2 vols. Edited by Gertrud Bing. Berlin, 1932.

10. Translated into English by David Britt as The Renewal of Pagan Antiquity: Contributions to the Cultural History of the European Renaissance (Los Angeles, 1999).

11. Warburg, Aby. “A Lecture on Serpent Ritual.” Journal of the Warburg Institute 3 (1938–1939): 222–292.

12. Warburg, Aby M. Ausgewählte Schriften und Würdigungen. Edited by Dieter Wuttke and Carl Georg Heise. Baden-Baden, Germany, 1980.

13. Wessels, Antje. Ursprungzauber: Zur Rezeption von Hermann Useners Lehre von der Regigiösen Begriffsbildung. Berlin and New York, 2003.

14. Wuttke, Dieter. Aby M. Warburg-Bibliographie 1866 bis 1995: Werk und Wirkung, mit Annotationen. Baden-Baden, Germany, 1998.

Wunn I.: Aby Warburg. Encyclopedia of Religion, vol.14, pp. 9689-9691.

На обложке: фото 1929 года, Аби Варбург в центре