Жак Ваарденбург. КОРНЕЛИС ПЕТЕР ТИЛЕ

Корнелис Петер Тиле (1830 – 1902) — голландский историк религий. Получил теологическое образование в Амстердамском университете и на протяжении двадцати лет (1853 – 1973) служил ремонстрантским священником. Это время он посвятил изучению древних религий и самостоятельному овладению авестийским, аккадским и древнеегипетским языками. В 1872 году он получил степень доктора теологии в Лейденском университете, а в следующем году стал профессором в ремонстрантсткой семинарии в Лейдене, где преподавал историю религий. В 1877 году Тиле возглавил новосозданную кафедру истории религий и философии религии на теологическом факультете Лейденского университета. Этот пост он оставил в 1900 году.

Тиле стал первопроходцем в «науке о религии», одним из первых предприняв историческое изучение нескольких религий на основе исследования текстовых источников. Его собственные исследования открыли мир религий Древних Ирана, Месопотамии и Египта, заложив под историю религий прочный историко-филологический фундамент, что надолго стало отличительной религиоведения.

Тиле был крайне заинтересован общей концепцией «развития» религии, что было вполне естественно для того времени, когда идеи эволюции и прогресса уже стали общепринятыми. Он понимал религию — «положение сути человека по отношению к Богу» — как особую сферу жизни, воплощение которой можно обнаружить буквально повсюду. Тиле был убежден, что в основе всех форм проявления религиозной жизни можно обнаружить единство и обособленность. Постепенному развитию человеческого разума в истории параллельно соответствует развитие религии, которое, в свою очередь, прогрессивно следует к осознанию человеком самого себя. Согласно Тиле, исторические трансформации форм религии демонстрируют процесс обретения «религиозными идеями» и религиозными потребностями все более совершенных выражений. Исторически воплощенные формы религий конкретно развиваются от естественных к этическим религиям. Историк религий должен сравнивать и классифицировать религиозные феномены в соответствии с их настоящим положением и направлением их потенциального развития.

Тиле строго различал формы религии и религию как таковую. Его интерес к изучению религии сводился к исследованию вопроса о настоящей природе и истоках религии, «являющей» себя во множестве форм и феноменов. Именно по этой причине Тиле делил исследование религии на две части. Первая — морфология — предполагала индуктивное изучение религиозных феноменов, их изменения и трансформации в результате поступательного развития. Такое изучение, помимо всего прочего, предполагало сравнительную историю религий.

Вторая часть — онтология — предполагала исследование неизменного элемента религии, которого не касаются изменяющиеся и отмирающие формы, ее суть и исток. В этой части исследуется ее истинное происхождение, что требует дедуктивного осмысления данных, полученных из индуктивных «опытных» исследований. Онтологическое исследование само по себе разделяется на феноменолого-аналитическую часть, где религиозные феномены исследуются на каждой стадии своего развития, и «психологическо-аналитическую» часть в которой исследуются собственно суть и происхождение религии; на самом деле эта часть скорее философская (чем собственно «психологическая») по своей сути. С точки зрения Тиле, исторические, феноменологические и философские аспекты должны исходить друг из друга. Исходной для Тиле предпосылкой стал тезис о том, что религия — это универсальный человеческий феномен: способ его проявления и составляющие его элементы остаются теми же, независимо от времени и пространства, а потому их исследование явно имеет смысл.

Предложенный Тиле проект истории религий может показаться схематизированным, но он учитывал динамический аспект. Его феноменология как раз предполагала динамический характер, поскольку учитывала процесс развития человеческого сознания. Уверенность в том, что религия «являет» себя в конкретных феноменах, что это происходит вследствие работы человеческого разума, воспринимается вполне современно. То же касается идеи о том, что религии — это различные проявления «религии», которая потенциально скрыта в любом человеке. Таким образом, религия исследуется как естественно присущий человеку феномен, а объединяющим все многообразие его проявлений оказывается человеческое сознание.

БИБЛИОГРАФИЯ

Библиографические сведения о Тиле и его работах см. мою книгу Classical Approaches to the Study of Religion, vol. 2, Bibliography (The Hague, 1974), pp. 283–286. Весьма полезный мемуар коллеги Тиле — П.Д. Шантепи де ла Соссе издан Нидерландской Королевской Академией наук в 1902 году (на голландском языке) и переиздан в Portrettenen kritieken (Haarlem, 1909), pp. 82–120.

Три объемных работы о Тиле есть в английском переводе: Outlines of the History of Religion, to the Spread of Universal Religions, 7th ed. (London, 1905); History of the Egyptian Religion, 2d ed. (London, 1884); and his Gifford Lectures, Elements of the Science of Religion, 2 vols. (Edinburgh, 1897–1899).

Новые источники

Molendijk, Arie L. “Tiele on Religion.” Numen 46, no. 3 (1999): 237–268.

Molendijk, Arie L., and Peter Pels, eds. Religion in the Making: The Emergence of the Sciences of Religion. Leiden, 1998.

Ryba, Thomas. “Comparative Religion, Taxonomies and 19th-Century Philosophies of Science: Chantepie de la Saussaye and Tiele.” Numen 48, no. 3 (2001): 309–338.

РУССКОЯЗЫЧНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ (П.Н. Костылев)

Работы К.П. Тиле

Понятие, цель и метод науки о религии // Христианское чтение. 1903. № 2. С. 261–281.

Понятие о развитии религии // Христианское чтение. 1903. № 6. С. 862–881.

Ступени развития религии: низшие естественные религии // Христианское чтение. 1904. № 1. С. 3–23.

Ступени развития религии: высшие естественные религии // Христианское чтение. 1904. № 3. С. 357–377.

Ступени развития религий: Этические религии // Христианское чтение. 1905. № 4. С. 540–559.

Направления развития религии // Христианское чтение. 1905. № 12. С. 685–706.

Направления развития в частых религиях и в группах сродных религий: из лекций // Христианское чтение. 1906. № 10. С. 534–554.

Законы развития религии: из лекций // Христианское чтение. 1907. № 9. С. 313-334.

Основные принципы науки о религии // Классики мирового религиоведения. М.: 1996. Т. 1. С. 144–196.

О нём

Золотухин В.В. Рождение наук о религии из духа теологии // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2020. № 92. С. 76–79.

Красников А.Н. Становление классической феноменологии религии // Религиоведение. 2002. № 1. С. 96–104.

Рахманин А.Ю. История религии как научная идеология: к вопросу о начальном этапе развития религиоведения // Вестник РХГА. 2013. № 2. С. 85–94.

Самарина Т.С. Феноменология религии П.Д. Шантепи де ля Соссе и К. Тиле: от теологии к религиоведению // Богословский вестник. 2019. Т. 32. № 1. С. 67–79.

Jacques Waardenburg: Tiele, C. P. Encyclopedia of Religion, vol.13, p. 9192. Перевод с английского И.С. Анофриев