Территориальное размещение и организационная структура религиозных объединений
Общая конфессиональная структура Беларуси имеет ярко выраженный христианский характер. К христианству относятся 20 религиозных направлений (из 25) и более 97% религиозных общин, имеющих официальную регистрацию. Верующие, исповедующие христианство, принадлежат к православию, католицизму, протестантизму и монофизитству, т.е. большинству его основных направлений в современном мире [13, c. 50–52]. В недавних исследованиях по географии религий особое внимание обращено на анализ территориальной структуры религиозной сферы Республики Беларусь. Например, предлагается деление республики на 19 конфессиональных районов, являющихся устойчивыми территориальными сочетаниями конфессиональных типов административных единиц. В пределах религиозных районов исторически сложилась своеобразная конфессиональная структура общин, функционально-иерархическая система центров управления и религиозного паломничества [11, c. 17]. В исследованиях по географии религий Беларуси выделяют следующие конфессиональные районы: Полоцкое Подвинье, Турово-Пинское Полесье, Витебское Подвинье, Оршанское Поднепровье, Минский, Браславское Подвинье, Мозырское Полесье, Брестское Полесье, Гомельское Посожье, Могилевское Поднепровье, Крчевское Посожье, Слуцко-Барановичское Предполесье, Бобруйско-Березинское Предполесье, Березинско-Борисовский, Верхнее Понемонье, Западное Понемонье, Слонимское Понемонье, Лидское Понемонье, Ошмянско-Нарочанский [11, c. 15]. При этом отмечается, что сложившаяся территориальная структура зарегистрированных общин не соответствует религиозной структуре населения.
Юдин В.В. Динамика и направленность религиозных процессов в современном белорусском обществе // Социология религии в обществе Позднего Модерна : материалы Четвертой Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. – Белгород : ИД «Белгород», 2014. – с. 215-223
Белорусская Православная Церковь (БПЦ), к которой относит себя подавляющее большинство граждан Беларуси, является на данный момент самой многочисленной религиозной конфессией, действующей в Республике Беларусь. До 1989 г. на территории БССР существовала только одна Минско-Белорусская епархия, объединявшая 399 приходов и имевшая 395 храмов. В октябре 1989 г. по решению Архиерейского собора Русской православной церкви (16 октября 1989 г.) Минско-Белорусская епархия была преобразована в экзархат Русской Православной Церкви, в котором был создан собственный Священный Синод. Возглавляет Белорусскую Православную Церковь Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.
В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. к ним появились Гомельская и Брестская, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, а в 1992 г. – Туровская и Витебская кафедры. В 2005 г. образована Бобруйская епархия. Таким образом, число епархий в настоящее время вместе с Минской составляет 11.
В епархиях БПЦ, по данным на 1 января 2012 г., число действующих религиозных общин составило 1567. Главным храмом Белорусского Экзархата является Минский кафедральный собор Святого Духа. С 1994 г. при минском православном приходе в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» возводится второй кафедральный собор. После 1991 г. государство передало церкви более 840 культовых и других зданий под богослужебные цели. На средства различных организаций и пожертвования граждан построено более 180 храмов, более 200 отреставрировано. 150 храмов находятся в процессе строительства, действуют 32 монастыря.
Организационному строительству БПЦ свойственна устойчивая положительная динамика развития. Если в 1986 г. насчитывалось 369 приходов, в 1988 г. – 399, то в 2000 г. – 1139, а на 1 января 2011 г. – 1545. Доля общин БПЦ в общем объеме религиозных общин всех конфессий составляет около50%. Наибольшее число православных общин действует в Брестской (372) и Минской, включая Минск (381) областях, менее всего общин (120) в Могилевской области.
Подготовку священнослужителей осуществляет пять официально зарегистрированных религиозных учебных заведений. Для подготовки кадров духовенства с 1989 г. действует Минская духовная семинария, расположенная в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре. При семинарии действует также регентский класс. Ряд предметов преподается на белорусском языке, на котором учащиеся также могут писать курсовые и дипломные работы. С 1995 г. начала работу Минская духовная академия. В епархиях действуют также Минское, Витебское и Слонимское духовные училища. Курсы катехизаторов созданы в Минской, Гомельской, Гродненской и Могилевской епархиях.
В Минске работают иконописные школы и школа звонарей, при БГУ действует Институт теологии имени св. Мефодия и Кирилла. При церковных приходах и епархиальных управлениях функционируют более 300 воскресных школ, 14 братств и 10 сестричеств. Братства занимаются ремонтом и строительством храмов, организацией книгоиздательской деятельности, созданием воскресных школ и приходских библиотек, социальной работой. В Минске посредством государственного финансирования ведутся работы по строительству Духовно-образовательного центра БПЦ. Основные учебные заведения церкви субсидируются из государственного бюджета.
Второй в Беларуси по численности верующих конфессией является Римско-католическая церковь, в которой на 1 января 1985 г. действовали 124 католические общины. Результатом активной миссионерской деятельности стало существенное увеличение числа общин РКЦ. В 2000 г. – 405, на 1 января 2002 г. в республике насчитывалось 432 католических прихода, на 1 января 2012 г. – 479 общин РКЦ.
Наибольшее распространение католичество получило в западном регионе Беларуси. Самое значительное, в сравнении с другими регионами республики, число общин (173, или около 36% от их общереспубликанского количества) действует на Гродненщине, в местах компактного проживания поляков. В 1989 г. был создан единый для республики католический Минский диоцез, Апостольским администратором которого указом Иоанна Павла II назначен епископ Тадеуш Кондрусевич. В 1991 г. учреждены Гродненский и Пинский диоцезы и Минско-Могилевский архидиоцез, или митрополия, главой которой был назначен епископ (с 1994 г. – кардинал) Казимир Свёнтэк. В 1999 г. образован четвертый диоцез – Витебский. После отставки в июне 2006 г. главы РКЦ в Беларуси кардинала К.Свёнтэка Апостольским администратором Минско-Могилевским назначен Антоний Демьянко. В сентябре 2007 г. указом Бенедикта XVI главой РКЦ в Беларуси – Архиепископом-Митрополитом Минско-Могилевского архидиоцеза был назначен Тадеуш Кондрусевич.
В 1999 г. была создана Конференция католических епископов в Беларуси. Ее председателем до 2006 г. являлся кардинал К.Свёнтэк, в настоящее время – епископ Гродненского диоцеза Александр Кашкевич. РКЦ Беларуси находится в подчинении Ватикана, тесно взаимодействует с польским епископатом. В г. Минске действует Апостольская Нунциатура – постоянное дипломатическое представительство Ватикана, учрежденное 11 ноября 1992 г., в день установления дипломатических отношений между Святым Престолом и Республикой Беларусь.
Более 40% католиков составляют поляки, образуя тем самым наиболее значительную в Беларуси этноконфессиональную группу. По национальному признаку среди католиков относительно преобладают белорусы (около 56%) [2, c. 42].
В современной Беларуси действуют 9 женских монашеских общин и 9 римско-католических миссий, монашеские и миссионерские ордены. Открыто около 300 воскресных школ. Богослужения проводятся в 464 костелах, около половины из которых (226) находятся в Гродненской области. Государство передало РКЦ около 300 зданий под религиозные цели. Ведется строительство 26 костелов. Уровень обеспеченности общин культовыми зданиями является самым высоким среди всех конфессий в республике. Костел имени Пресвятой Девы Марии в г. Минске является архикафедральным. Один из наиболее влиятельных культурных центров белорусского католицизма – минский костел Святых Сымона и Алены («Красный костел»).
РКЦ является организатором ряда известных в республике культурных мероприятий, ставших традиционными: Международный фестиваль христианской музыки «Магутны Божа» в г. Могилеве, Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм Magnificat в г. Глубокое Витебской области, и др. Функционируют издательство «Pro Christo» Минско-Могилевского архидиоцеза и издательство Гродненского диоцеза. Публикуются журналы «Наша вера», «Дыялог», «Ave Maria», бюллетени, газеты «Слова жыцця», «Каталіцкія навіны», «Odkupiciel», «Любите друг друга», и др. Организации РКЦ активно сотрудничают с учреждениями социальной защиты населения, действуют благотворительные фонды «Матери Божьей Фатимской» и «Каритас»
Становление организационных структур католической церкви в современной Беларуси проходило при нехватке местных священнослужителей, что компенсировалось приглашением священников из-за границы – главным образом из Польши. Еще в 1990 г. было принято решение о приглашении в БССР из Польской Народной Республики 50 ксендзов для временного обслуживания местных римско-католических общин. В 2001 г. иностранцами являлись 160 ксендзов из 285 [5, c. 217], в 2007 г. – 180 из 398, в 2010 г. – 164 из 414, на начало 2011 г. – 160 из 418 [13, c. 24].
Гродненская высшая католическая семинария со сроком обучения 6 лет действует с 1990 г. (преподавание ведется на польском языке). В июле 2001 г. начала свою деятельность Пинская Межепархиальная высшая духовная католическая семинария имени Фомы Аквинского. В Гродно и Барановичах действуют курсы по подготовке преподавателей катехизиса. Процесс формирования белорусского католического клира связывается с выпускниками духовных семинарий РКЦ, находящихся на территории Беларуси. Государство оказывает поддержку религиозным учебным заведениям РКЦ, предоставляя, как и в случае с БПЦ, отсрочку от призыва на военную службу семинаристам и выпускникам семинарий.
С 1991 г. в Беларуси предпринимаются попытки возрождения Греко-католической церкви. Этот процесс связан с духовными поисками части белорусской интеллигенции и с идеей национальной церкви, в которой богослужение и культ оказались бы соединенными с национальными символикой, языком, традицией. Но количество их очень мало, имеется тенденция к растворению униатов (католиков греческого обряда) среди католиков римского обряда, либо возврат в православие. В 1992 г. действовало 8 общин, в 1994 г. – 11, в 1999 г. – 13, на 1 января 2011 г. насчитывалось 15 малочисленных греко-католических организаций. Имеется 5 культовых зданий, 8 священнослужителей. Общины объединены в деканат, который находится под управлением Конгрегации восточных церквей Ватикана. Общины современных униатов малочисленны – по 10–30 человек в возрасте 25–30 лет, представляющих в основном интеллигенцию. Общины образовывались главным образом из представителей той части интеллигенции, которая рассматривала униатство как национальное вероисповедание белорусского народа.
Профессиональные священники есть в общинах Минска и Гродно. Полоцкую общину непродолжительное время сопровождал священник из Львова. Поэтому вопросам подготовки кадров священнослужителей униаты уделяют особое внимание. Кандидаты в священники проходили обучение в духовных заведениях Ватикана, Англии (Лондон), Чехии (Оломоуц), Польши (Люблин), Украины (Львов, Ивано-Франковск).
На 1999 г. в унии состояли: 6 священников, 1 диакон, 3 монаха, 2 монахини, 3000 мирян, 12 приходов и 2 монастыря. Поскольку Греко-католическая церковь находится под патронатом Ватикана, курирует деятельность этих общин представитель Ватикана архимандрит Ян Гаек.
Важная роль в возрождении ГКЦ принадлежала молодежи, которая организовывала униатские общины, вела пропагандистскую работу среди юношей и девушек. 14–15 августа 1991 г. молодые греко-католики Беларуси приняли участие в XI международном дне молодежи в Ченстохове (Польша), на котором присутствовал папа Иоанн Павел II. В сентябре того же года верующие вновь встретились с главой РКЦ в Аглоне (Латвия). Среди молодых греко-католиков стало традицией совершать шествия по памятным местам, связанным с историей Греко-католической церкви. С 1995 г. верующие собираются в Полоцке, чтобы почтить память униатов, убитых 11 июля 1705 г.
При возвращении государством храмов униаты не получили ни одного здания. Только 15 августа 1996 г. в Могилеве была освящена небольшая каплица, возвращенная греко-католикам. Службы проводятся в малоприспособленных помещениях (в Минске была сооружена каплица в доме, где раньше находился «красный» уголок домоуправления; пока строился униатский храм, приход совершал службы в подвале Красного костела).
В 1990 г. увидел свет первый номер журнала «Унiя», который выходил до 1995 года. С 1995 г. стала издаваться газета «Царква», которая выходила раз в квартал. В Полоцке выходил приходской сборник «Сафiя».
Возрождение ислама в Беларуси происходит в первой половине 1990-х гг. Этническую основу ислама составляют белорусские татары, но растет активность мигрантов из Азербайджана и других зарубежных стран традиционной мусульманской культуры. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского направления. К шиитскому направлению принадлежит одна из мусульманских общин г. Минска.
Если в 1988 г. на территории Беларуси действовала одна община мусульман, то в 1993 г. – 8, в 1998 г. – 22, в 2003 г. – 27, на 1 января 2011 г. – 25. Большинство мусульманских общин находится в Гродненской, Минской и Витебской областях. С 2004 г. в г. Минске на месте, которое носит историческое наименование Татарской слободы, возводится соборная мечеть. Первоначально строительство мечети финансировалось организацией из Саудовской Аравии, в настоящее время – за счет денежных средств мусульман Беларуси. Действующие мечети расположены в Гродненской (Ивье, построена в 1998 г., Слоним, построена в 1994 г., Новогрудок, построена в 1997 г., в деревне Ловчицы в 2001 г.), Витебской (Видзы, построена в 1999 г.) и Минской (Смиловичи, построена в 1996 г.) областях. Молельные дома имеются также в Клецке, Молодечно и Ошмянах [12, c. 45].
В 1989 г. одновременно в Минске и Гродно были образованы первые татарские культурно-просветительские сообщества, которые летом 1991 г. объединились и создали Белорусское объединение татар-мусульман «Аль-Китаб». Его цели – возрождение языка, мусульманской культуры и обычаев, участие в фестивалях национальных культур, совместное проведение национальных праздников.
В декабре 1994 г. было образовано Мусульманское религиозное объединение в Республике Беларусь. Это объединение было зарегистрировано в Комитете по делам религий и национальностей Республики Беларусь 02.02.1994 г. В 2002 году создано Духовное управление мусульман в Республике Беларусь. Работает около 10 мусульманских школ выходного дня, издаются газеты «Жизнь» и «Мусульманский вестник».
Организации белорусских мусульман поддерживают контакты с международными исламскими организациями, религиозными центрами Ливии, Саудовской Аравии и Турции, организациями из России и других стран СНГ. С 2004 г. действует Соглашение о сотрудничестве между «Мусульманским религиозным объединением в Республике Беларусь» и Советом муфтиев России.
С начала 1990-х гг. в республике наблюдается возрождение еврейской национально-культурной жизни и иудаизма. Действуют более 20 воскресных школ, еврейские классы в средних школах, ряд учебных учреждений: Высший заочный ешибот и Высший иудейский духовный колледж. Работает также Открытый университет Израиля, Еврейский народный университет и другие заведения. Государственную регистрацию как духовное учебное заведение имеет «Иешива Гдола Деминск». Многие образовательные и иные программы финансируются Всемирным еврейским фондом «Джойнт». Публикуется газета «Берега» и ряд других изданий.
Растет число культурно-просветительских учреждений и общин иудаизма. Если в 1991 г. действовали три общины, то на начало 1992 г. – 10, 1996 г. – 15, 2000 г. – 28, 2010 г. – 46, на 1 января 2011 г. – 52 общины, из которых 35 относятся к «ортодоксальному» и 17 – к «прогрессивному» иудаизму. Ортодоксальные общины имеют 7 культовых зданий, 4 строятся. За последнее десятилетие государством было передано иудейским религиозным организациям 10 зданий для культовых целей.
В иудейских организациях занято 24 священнослужителя, 5 из которых – иностранные граждане (Израиля и США). Созданы три религиозных объединения: «Иудейское религиозное объединение» (1993 г.), «Объединение иудейских религиозных общин» (2000 г.) и «Религиозное объединение общин прогрессивного иудаизма» (2001 г.).
Особенности религиозности населения
Материалы социологических опросов указывают на процесс десекуляризации социума, снижение количества неверующих и рост религиозности населения. По социологическим данным, полученным исследователями Института социологии НАН Беларуси и БГУ, если в 1988 г. к верующим себя относило до 15%, в 1990 г. – около 30% респондентов, то в конце 1990-х – начале 2000-х гг. о своей религиозности заявляло около 50% опрашиваемых [4, c. 24; 10, c. 29–36; 9, c. 23]. По данным на 1998 год, доля верующих составляла 47,5% взрослого населения Республики Беларусь [8, c. 141]. Мы видим на рубеже 80-х и 90-х рост количества верующих, который происходил на религиозном поле Республики Беларусь. В дальнейшем мы наблюдаем стабилизацию мировоззренческих ориентаций населения. Уже в 2004 году верующими себя в Бога себя считали 53,9% взрослого населения [8, c. 141]. Материалы исследований белорусских социологов 2006 г. указывают на 58,9% носителей религиозной (вера в Бога) самоидентификации [1, c. 48], и 47,7% по данным 2007 года [8, c. 141].
Одновременно с выявлением значительной группы «верующих» в последнем десятилетии ХХ века мы можем указать на присутствующую в обществе декларативность религиозной веры. Регулярно посещали богослужения лишь 5% верующих, 55,3% делали это изредка. В религиозных обрядах и таинствах регулярно участвовали 5,5%, иногда – 37% [2, c. 42; 6, c. 92]. Регулярно посещали богослужения 23,5%, 61% – изредка, 15,2% – никогда; регулярно совершали таинства, обряды своей конфессии 20,9%, изредка – 54%, никогда не участвовали – 25,1% верующих [10, c. 32–33]. При этом участвовало в богослужебной и обрядовой практике «по религиозным убеждениям» лишь 37,8% православных, 50% католиков, 46,5% протестантов, «по традиции» – 32,5%, 22,2% и 1,8% соответственно [9, c. 56].
Сколько-нибудь существенно не изменилось положение и в первом десятилетии ХХІ века. По результатам социологических исследований Института социологии НАНБ, только 19,9% жителей Беларуси считают себя истинно верующими людьми и стараются в определенной степени соблюдать все ритуалы своей религии. Церковь, костел, синагогу и т.д. регулярно (один раз в неделю) посещает только 6% населения страны, 8,2% – один-два раза в месяц, 28% – несколько раз в год, преимущественно по большим праздникам, 24,6% – один-два раза в год, пятая часть – не посещает никогда. Причем число постоянно посещающих церковь или соблюдающих посты уменьшается [7, c. 134].
О количестве последователей православной церкви (по официальным данным, около 80% населения республики причисляют себя к православным), принимающих участие в богослужении, свидетельствует посещаемость церквей во время важнейших праздников конфессии. Так, 6–7 января 2007 г., т.е. на Рождество Христово, в храмах на всей территории Беларуси в богослужениях приняло участие около 198 тыс. чел., что составляло около 2% населения республики. На Рождество Христово в 2009 г. в православные храмы пришло около 140 тыс. чел., а в 2010 г. – около 110 тыс. В богослужениях в честь Крещения Господня в православных храмах по всей Беларуси в 2009 г. приняло участие около 84 тысяч человек, в 2010 г. – около 66,5 тыс. православных верующих. При этом, по данным общереспубликанских социологических исследований, 80,9% респондентов проживает на территории, где есть действующие культовые здания [13, c. 44–45].
Снижение частоты посещения богослужений православными фиксировалось уже в исследованиях середины 2000-х гг. Отмечалось, что процесс ослабления церковной дисциплины затронул как православных, так и католиков, и что регулярность посещения богослужений у верующих данных конфессий падает тем быстрее, чем больше среди их представителей мужчин и молодых людей в возрасте до 30 лет [3, c. 20, 27].
В первые годы постсоветского существования Беларуси произошел значительный рост количества религиозных общин и количества «верующих», основания которому были заложены еще в период «перестройки». По мере укрепления Белорусского государства происходит стабилизация религиозного поля. На сегодняшний день общей для религиозного пространства современной Беларуси является ситуация религиозной стабильности, проявляющейся в снижении темпов прироста количества религиозных организаций и «верующих».
ЛИТЕРАТУРА
- Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? / И.И. Пирожник [и др.] // Социология. – 2006. – № 4. – С. 48.
- Верещагина А.В. О некоторых тенденциях современной конфессиональной ситуации в Беларуси / А.В. Верещагина // Социология. – 1998. – № 2. – С. 42.
- Динамика уровня и характера религиозности населения Республики Беларусь. – Минск : Институт социологии НАНБ, 2005. – С. 20, 27.
- Земляков Л.Е. Государство и церковь сквозь призму закона / Л.Е. Земляков // Беларуская думка. – 1999. – № 5. – С. 24.
- Землякоў Л. Дзяржава. Рэлігія. Закон / Л. Землякоў, Ю. Марозаў // Полымя. – 2002. – № 9-10. – С. 217.
- Землякоў Л.Е. Рэлігія ва ўмовах сацыяльных перамен на Беларусі / Л.Е. Землякоў // Народная асвета. – 1999. – № 8. – С. 92.
- Котляров И.В. Какая дорога ведет к храму: социологические аспекты / И.В. Котляров // Религия и общество – 6: сб. науч. статей; под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. – Могилев : УО “МГУ им. А.А. Кулешова”, 2011. – С. 134.
- Новикова Л.Г. О специфике религиозного поведения верующих основных христианских конфессий в современной Беларуси / Л.Г. Новикова, Е.А. Белая// Социология. – 2007. – № 42. – С. 141.
- Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления: социологический аспект/ Л.Г. Новикова. – Минск : БТН-информ, 2001. – С. 23.
- Новикова Л.Г. «Религиозный бум» в Беларуси: миф или реальность / Л.Г. Новикова // Социология. – 1999. – № 2. – С. 29–36.
- Озем Г.З. Территориальная структура религиозной сферы и конфессиональное районирование Беларуси : автореф. дис. … канд. геогр. наук : 25.00.24 / Белорус. гос. ун-т. – Минск, 2010. – С. 17.
- Посткоммунистическая Беларусь в процессе религиозных трансформаций : сб. ст. / под ред. А.В. Данилова. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2002. – С.45.
- Старостенко В.В. Религия и свобода совести в Беларуси: очерки истории: монография / В.В. Старостенко. — Могилев : УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. – С. 50 – 52.