Пятидесятничество в настоящее время одно из наиболее динамично развивающихся религиозных направлений в мире. Современные российские пятидесятники могут быть разделены, с учетом специфики советской истории, на зарегистрированных и незарегистрированных. Все современные общины различаются отношением к современным формам богослужения и проявлению даров Духа Святого, а также ориентацией на конкретных пятидесятнических богословов. Незарегистрированные общины, т.н. классические пятидесятники, отличаются консервативными взглядами: современные формы богослужения, крайняя эмоциональность и чрезмерное проявление знамений Духа Святого для них являются неприемлемыми. Среди зарегистрированных пятидесятнических общин можно выделить умеренных и либеральных/новых пятидесятников. Во всех этих церквях признаются современные формы богослужения; богослужения либеральных/новых пятидесятников часто отличаются эмоциональностью, использованием современных технологий и проявлениями знамений Духа Святого[1].
Классические и либеральные пятидесятники на многие проблемы, которые перед ними ставит современная действительность, смотрят по-разному. Эта разница присутствует и в представлениях, связанных со взглядами на религиозную карьеру[2] женщин и женское лидерство в целом. Рассмотрим общее и особенное на примере двух крупных пятидесятнических объединений Тюменского региона: Союз Миссий христиан веры евангельской (классические пятидесятники) и Региональное объединение церквей христиан веры евангельской ХМАО (либеральные/новые пятидесятники).
Для тех и других характерно представлять мужчин и женщин как дополняющих друг друга субъектов. «Бог сотворил женщину быть равноправной мужчине. Ее роль настолько же велика, незаменима и очевидна, как и роль мужчины. Вместе они должны дополнять друг друга. <…> Благословенно Богом только то общество, где вместе функционируют и мужчина и женщина. Потому что вместе и мужчина, и женщина отображают образ и подобие Божье»[3].
При этом классические пятидесятники, опираясь на Библию (1 Тим 2:11; Еф 5:22; Кол. 3:18; 1 Кор 14:34), считают, что женщина является несамостоятельной, нуждающейся в руководстве, и более всего в духовном/религиозном руководстве. Соответственно, карьера в церквях СМ ХВЕ для женщины ограничивается административной работой или должностями, не связанными с духовным лидерством. Либеральные пятидесятники относятся к этому несколько иначе. Также ссылаясь на текст Священного писания (Быт. 1:26; 2 Кор. 3:6; Гал. 3:27-28) они потверждают право женщин на занятие лидерских позиций, которые должны распределяться в зависимости от способностей человека.
Общим для всех пятидесятников является то, что женщины наиболее ярко могут проявить себя во внекультовой стороне жизни общины. У либеральных пятидесятников они активно работают в офисе церкви: секретарями и помощниками (референтами) пасторов, администраторами, бухгалтерами и пр. У классических пятидесятников нет как таковых должностей – секретарь пастора. Но все остальные занятия также присущи верующим женщинам: бухгалтер, библиотекарь, юрист, выпускающий редактор газеты. На наш взгляд, считать эту работу религиозной карьерой можно только условно, потому что работающие женщины обеспечивают деятельность церкви/общины как организации, но это не касается религиозных практик. Такую же работу они могли бы делать и в любой другой организации. Хотя косвенным образом, они, поддерживая работу церковной структуры, тем самым способствуют воспроизводству обыденной религиозной жизни в общине.
Возможность реализации религиозной карьеры связана с «возрастанием в церкви», т.е. с достижением среди верующих некоего статуса/положения. В религиозной среде традиционными для женщин являются следующие служения: учительница в воскресной школе, регент хора (руководитель группы прославления), дьяконисса.
Для классических пятидесятников вышеперечисленными занятиями и ограничивается активное участие женщин в религиозном пространстве. Пиком религиозной карьеры следует назвать сан дьяконисы. В общинах СМ ХВЕ дьякониса – это женщина, помогающая пастору «в труде среди женщин». Она проводит сестринские собрания, по поручению пастора может преподнести наставление женщинам в общине. Кроме того, дьякониса играет важную роль при обряде «омовения ног», т.к. мужчины омывают ноги мужчинам, а женщины – женщинам, поэтому она начинает обряд для женской части церкви. Также в ее обязанности входит хранение церковной утвари, которая используется при причастии. В церквях бывает одна-две дьяконисы.
Подобные ограничения активного женского участия в религиозных практиках связаны с тем, что у классических пятидесятников, к которым и относится СМ ХВЕ, существует запрет на духовное лидерство и проповедование в церкви женщинами.
В общинах РО ЦХВЕ для верующей есть больше возможностей реализовать себя на религиозном поприще. Кроме уже названных вариантов: работа в воскресной школе и прославлении, наиболее активные женщины становятся руководителями домашних ячеек[4] и лидерами служений. Часто встречается ситуация, когда жена несет со-пасторское служение, помогая мужу-пастору. Большинство семейных пар, прошедших обучение в библейских школах или на курсах «Год для Бога», в дальнейшем стали служить в качестве миссионеров и пасторов. В описаниях семей служителей можно увидеть общее настроение, которое демонстрирует идеализированную религиозную карьеру: «я и вся моя семья служим Господу»[5]. При этом под служением понимается именно работа в церкви – пастором или служителем. В целом, в общинах новых пятидесятников сложилась стратегия на привлечение жены к деятельности мужа-служителя. Епископ РО ЦХВЕ В. Витюк в интервью говорил, что «Жена пастора должна быть вовлечена в служение, это очень важно. У каждой девушки, которая становится женой пастора, автоматически входит в призвание быть рядом с пастором и помогать ему»[6].
Тогда как у классических пятидесятников существует традиция не выделять жену служителя: «Жена служителя – равноценная сестра среди других сестер»[7], чтобы избежать личностных конфликтов в церкви.
Кроме того, женщины в церквях либеральных пятидесятников могут проповедовать. Более того, женские служения в РО ЦХВЕ обязательно включает в себя проповедь, молитву и общение на разные темы. В качестве проповедников иногда приезжают жены пасторов из общин других городов. Тогда как в церквях СМ ХВЕ женщины самостоятельно проводят только встречи, не касающиеся религиозных тем, а для проповеди и наставления приглашаются служители-мужчины – пасторы и пресвитеры.
Больше всего отличий для разных пятидесятнических направлений заметно в вопросе женского священства. Если классические пятидесятники категорически отвергают такую возможность[8], то в либеральных общинах этот вопрос решается индивидуально. Позиция по этому вопросу зависит от личных убеждений руководителя конкретной церкви. Пасторское служение может быть как мужским, так и женским. Хотя, несомненно, предпочтение отдается мужчинам: «пастырское служение это мужское служение, но бывают исключения, когда и женщина может нести эту ответственность»[9].
По уточнению В. Витюка, женщины, как правило, не рукополагаются, а благословляются на пасторское служение, которое они исполняют до тех пор, пока не появится кандидатура пастора-мужчины. Однако, менять «успешную женщину на неуспешного мужчину только потому, что он мужчина»[10] руководство объединения не спешит. В РО ЦХВЕ ХМАО одна женщина (Людмила Поливцева) рукоположена пастором общины в Стрежевом (Томская обл.), и одна (Любовь Саранова) – пресвитером, т.е. помощником пастора, общины в пос Ларьяк. Ранее, в начале 2000-х гг., пасторские обязанности в с. Каргасок (Томская обл.) исполняла Нина Звягина. Также женщина может быть миссионером, приехавшим «поднимать церковь», особенно это было распространено в середине 1990-х гг. Однако, женщина-пастор или самостоятельный служитель в РО ЦХВЕ – по-прежнему редкость и вряд ли их число будет увеличиваться.
По мнению О. Куропаткиной более сдержанное отношение у российских либеральных пятидесятников к женскому священству, по сравнению с общемировыми тенденциями, связано со стремлением «поднять» и научить ответственности мужчин[11]. На наш взгляд, здесь также влияют и сохранившиеся в обществе гендерные стереотипы, поддерживающие доминирование мужчин в публичной сфере.
На наш взгляд, женщины желающие сделать религиозную карьеру неосознанно учитывают сложившиеся отношения внутри пятидесятнических общин в целом. Эти отношения описываются Б. Мартин как «пятидесятнический гендерный парадокс»: с одной стороны, мужчины и женщины рассматриваются как равные друг другу, но эта ситуация сохраняется только в том случае, если женщина не оспаривает формальный авторитет мужчины. С другой стороны, мужчины могут уступать часть своей власти женщинам – в решении ряда домашних вопросов, и даже в руководстве общиной де-факто, в то время как де-юре главой общины является мужчина[12].
Сделать карьеру женщине-пятидесятнице проще в церквях новых пятидесятников, потому что консервативные общины придерживаются взглядов на безусловное женское подчинение мужчине, хотя во внекультовой сфере женщина может себя реализовать. При этом во всех пятидесятнических деноминациях статус некоторых женщин может быть достаточно высоким, потому что они могут получить дары духа святого (1 Кор. 12:4-10).
Список литературы:
Martin B. The Pentecostal Gender Paradox: A Cautionary Tale for the Sociology of Religion // The Blackwell Companion to Sociology of Religion / Edited by R.K. Fenn. Padstow, 2006.
Клюева В.П., Поплавский Р.О., Бобров И.В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ ХМАО). СПБ, 2013.
Куропаткина О.В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России. Диссертация на соискание степени к. культ. н. 2009 [Рукопись].
Подройкова Л. Семейные обетования // Слово Жизни. 1998. № 5.
Попова Ю. Подобное притягивает подобное // Слово жизни. 2003. № 6.
Опубликовано в: Материалы Международной научно-практической конференции «Человек и религия» (Минск, 14–16 марта 2013 г.) / Под ред. С.Г. Карасёвой, С.И. Шатравского. Минск : издательство «Четыре четверти», 2013. С. 136–140.
[1] См. подробнее: Клюева В.П., Поплавский Р.О., Бобров И.В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ ХМАО). СПБ: Издательство РХГА,2013. С. 6-8; Куропаткина О.В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России. Диссертация на соискание степени к. культ. н. 2009 [Рукопись]. С. 73-77;
[2] Под религиозной карьерой нами понимается последовательность ролей, статусов, которые верующие приобретают в религиозной общине, и видов деятельности, которые они выполняют.
[3] Попова Ю. Подобное притягивает подобное // Слово жизни. 2003. № 6.
[4] В РО ЦХВЕ ХМАО развивается принцип домашней ячеистой церкви, который заключается, в том, что верующие одной общины, помимо общих собраний в здании церкви, собираются небольшими группами, часто сформированными по территориальному принципу, дома у одного из прихожан. Эти собрания призваны интенсифицировать общение между прихожанами, привлечь к деятельности церкви как можно больше верующих.
[5] Подройкова Л. Семейные обетования // Слово Жизни. 1998. № 5
[6] Интервью с В. Витюком, Нижневартовск, июль 2012 г. // Архив автора.
[7] Из беседы с председателем правления СМ ХВЕ Е. Шестаковым, Тюмень, январь 2013 г. // Архив автора
[8] Председатель правления СМ ХВЕ Е. Шестаков объяснял, что в данном вопросе классические пятидесятники опираются на библейские слова: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 кор. 14:34-35).
[9] Интервью с В. Витюком, Тюмень, февраль 2011 г. // Архив автора.
[10] Интервью с В. Витюком, Тюмень, февраль 2011 г. // Архив автора.
[11] Куропаткина О.В. Ук. соч. С. 170.
[12] Подробнее о «гендерном парадоксе» в пятидесятничестве см.: Martin B. The Pentecostal Gender Paradox: A Cautionary Tale for the Sociology of Religion // The Blackwell Companion to Sociology of Religion / Edited by R.K. Fenn. Padstow, 2006. P. 54-57.