Арнольд ван Геннеп (1873-1957) – французский антрополог; родился в Людвигсбурге (Германия), его отец был потомком французских эмигрантов. Когда ван Геннепу было шесть лет, его родители развелись, поэтому вместе с матерью он переехал во Францию. Спустя несколько лет она снова выходит замуж за врача, имевшего летнюю практику на курортах во французской провинции Савойя. В это время сформировалась сильная привязанность ван Геннепа к этому краю, который он считал своей второй родиной. Он объезжал Савойю, деревню за деревней, собирая этнографический и фольклорный материал.
Ван Геннеп получил необычное и разностороннее университетское образование в Ecole Pratique des Hautes Etudes и в Ecole des Langues Orientales в Париже; он изучал общую лингвистику, древний и современный арабский язык, египтологию, исламоведение, а также религию первобытных обществ. Ван Геннеп обладал редким даром к изучению языков. В течение семи лет он работал главным переводчиком в Министерстве сельского хозяйства в Париже. Однако, он оставил эту должность – единственную, когда-либо предоставленную ему французским правительством, чтобы заняться собственной исследовательской работой. С 1912 по 1915 год ван Геннеп преподавал этнологию в Невшательском университете в Швейцарии. После увольнения, вызванного публично высказываемыми сомнениями в соблюдении Швейцарией постоянного нейтралитета во время Первой мировой войны, ван Геннеп зарабатывал на жизнь публикациями многочисленных статей и заметок в периодических изданиях, лекциями и специальными переводами.
Многотомное наследие ван Геннепа можно отнести к двум разным периодам его творчества, границы которых обозначает его самая значимая работа Les rites de passage («Обряды перехода», 1909). Концепция, развиваемая ван Геннепом в этой книге, позволила ему сосредоточиться исключительно на французской этнографии и фольклоре во второй период своей жизни. В первый же период его интересовали проблемы, поставленные английской антропологической школой: тотемизм, табу, изначальные формы религии и общества, соотношение мифа и ритуала. К рассмотрению этих антропологических тем он подходил с известной долей оригинальности. Например, в своем исследовании проблемы табу, основанном на материале, собранном на Мадагаскаре, он говорит не только о религиозных институтах и установках, но и подчеркивает социальные эффекты табу, заключающие в создании, поддержании (или трансформации) мирового порядка и в установлении связей между отдельными членами клана, между человеческими и животными членами клана, между предками и потомками, между богами и людьми. Ван Геннеп полагал, что табу – в одинаковой степени религиозный и социальный институт. Другая его работа, L’etat actuel du probleme totemique («Современное состояние тотемической проблемы», 1920), в которой он задумывал подвести предварительные итоги исследованиям тотемизма, оказалась на деле – по выражению Клода Леви-Строса – «лебединой песней теоретических построений по тотемизму»[1]. Личную теоретическую позицию ван Геннепа в этой книге можно назвать «префункционалистской»: функция тотемизма заключается в поддержании сложившегося устройства социальной группы и в обеспечении ее целостности, символически репрезентируемой в тотеме.
Главным вкладом ван Геннепа в науку является концепция «обрядов перехода», выдвинутая и обоснованная в работе с одноименным названием. Под обрядами перехода ван Геннеп подразумевает любые церемонии, сопровождающие переход из одного состояния в другое, из одного мира (космического или общественного) — в другой. Каждый обряд перехода включает три необходимых стадии: отделение, промежуток, включение (или прелиминарную, лиминарную и постлиминарную стадии). Ван Геннеп выдвигает и другие важные теоретические положения. Подчеркивая, что обряды перехода – это именно «последовательные церемонии», ван Геннеп обращает внимание на важность «растянутости» обрядов, имея в виду тесную взаимосвязь разделенных во времени ритуалов. Также ван Геннеп обращает внимание на понятие «полного оборота» священного, то есть на представление о том, что священное обладает не абсолютным, но изменяющимся значением. Изменение значения священного для человека указывает, в свою очередь на изменение жизненных обстоятельств, в которых находится человек. Каждый индивид в течение своей жизни оказывается в ситуациях, изменяющих значение сакрального и профанного, и обряды перехода, практикуемые социальными группами, призваны нейтрализовать отрицательные последствия, вызванные этими изменениями.
В защите своих идей ван Геннеп отличался редкостным нонконформизмом, что и обрекло его на существование на периферии академической жизни. Наиболее оригинальным его вкладом в область антропологических исследований является демонстрация тесных взаимосвязей между социальной и религиозной сферами.
Библиография
Belmont, Nicole.ArnoldVan Gennep: The Creator of French Ethography. Translated by Derek Coltman. Chicago, 1978; Gennep,Arnoldvan. Manuel de folklore francais contemporain. 9 vols.Paris, 1937-1958; Gennep,Arnoldvan. The Rites of Passage. Translated by Monika B. Vizedom and Gabrielle L. Caffee. Chicago, 1960; Gennep, Ketty van. Bibliographie des oeuvres d’Arnold va Gennep.Paris, 1964.
Новые источники
Belier, Wouter W. Arnold van Gennep and the Rise of French Socijlogy of Religion // Numen 41 (May 1994): 141–162; Schjodt, Peter. Initiation and the Classification of Rituals // Temenos 22 (1986): 93–108; Zumwalt, Rosemary Levy. The Enigma of Arnold (1873-1957): Master of French Folklore and Hermit of Bourg-la-Reine.Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia, 1988.
Николь Бельмон
Перевод с французского Роджера Нортона
Энциклопедия религии (1987, 2005)
Перевод и прим. И.С. Анофриева
На русском языке:
Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / Пер. с франц. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999; 2002. 198 с.
Русскоязычная библиография:
Яловенко Е.Е. Религиоведческая концепция Арнольда ван Геннепа // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2001, №1, с. 108–111; Романова А.А. Переходы. Перемены. Превращения. А. ван Геннеп и проблемы современной балканистики // Славяноведение. 2010, №5, с. 124–126.
Прим. гл. ред.
[1] Приводится цитата из работы: Леви-Строс К. Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль / Пер. с фр. А.Б.Островского. М.: Академический проект, 2008. С. 27.