Жанна д’Арк (ок. 1412‒1431) — французская визионерка, также известная как Орлеанская дева. Жанна, или, как она называла себя, Жанна ля Пюсель, притязая на мистический опыт, смогла повлиять на ход в французской истории в XV веке. Ведомая своими видениями, она вдохновила французскую армию и переломила ход Столетней войны. Жанна родилась около 1412 года в крестьянской семье в расположенной на границе Франции и Лотарингии деревне Домреми-ла-Пюсель, и, по собственным словам, «не могла отличить А от Б». В детстве она слушала волшебные истории и предания о местных лотарингских святых; также до нее доходили слухи о том, что Франция продолжает терпеть поражения от англичан.
В возрасте тринадцати лет она начала слышать голос, исходивший от Бога и повелевавший ей отправиться к дофину Карлу, некоронованному королю из династии Валуа. Веря, что она призвана изгнать англичан из Франции, Жанна тайно приняла обет хранить девство и стала готовить себя к роле пророчицы и советнице при короле — этот тип женщины-мистика в принципе было хорошо известен в позднее Средневековье. В какой-то момент один голос разделился на три, в которых Жанна позднее различила голоса святых Екатерины Александрийской и Маргариты Антиохийской, обе известные девы-мученицы, и архангела Михаила, покровителя французской королевской семьи.
Жанна приобретала свой авторитет невероятной искренностью, утверждая, что именно к ней относятся пророчества о том, что дева спасет Францию, а также точно назвав день, когда французы потерпели поражение в 150 милях от того места, где находилась она сама. Более не имя возможности игнорировать ее, капитан гарнизона расположенной неподалеку от Домреми крепости Вокулёр отказался поддержать ее миссию по спасению Франции, пока из нее не будет изгнан злой дух, тем самым обозначив проблему дела всей оставшейся жизни Жанны: исходят ли ее силы от Бога или от дьявола? Не получив однозначного ответа, капитан Вокулёра все же снабдил Жанну снаряжением и охраной. Обрезав волосы и облачившись в мужской наряд, Жанна в сопровождении спутников прошла через занятые неприятелем земли и прибыла ко двору дофина в Шиноне в конце февраля 1429 года.
Непоколебимая вера Жанны в то, что только она может спасти Францию, произвели впечатление на Карла, его придворного астронома и некоторых аристократов. Однако они предпочли действовать осторожно, запросив заключение об отсутствии в этом деле ереси у богословов из Пуатье, признавших Жанну доброй христианкой, и устроив телесный осмотр, в ходе которого три почтенные дамы установили, что она девственна. Женщине, собирающейся свершить «чудо» победы над англичанами, девственность сообщала ауру почти магического могущества.
Учитывая и без того отчаянное положение Карла, он мало что терял, позволив Жанне присоединиться к армии, отправленной для освобождения осажденного англичанами Орлеана. Тем не менее, ее присутствие среди войска привлекло волонтеров и подняло боевой дух. Оказавшись в гуще битвы, Жанна была ранена и стала героиней дня. Обеспечив безопасность Орлеана она с нетерпением побудила французскую армию двигаться дальше. Один за другим пали расположенные вдоль Луары гарнизоны, другие крепости сдавались на милость победителя без боя. К концу июля дофин смог короноваться в Реймсе как король Карл VII, Жанна находилась рядом с монархом.
Но дни ее славы быстро миновали. Ведомая своими голосами, Жанна проигнорировала приказ короля и продолжила борьбу. Предпринятая ею попытка отбить у англичан Париж провалилась, тем же закончились несколько других военных начинаний. В мае 1430 года Жанна попала в засаду близ Компьени и была захвачена в плен. Ни Карл, ни кто-либо из его придворных даже не попытались освободить или выкупить ее.
Намереваясь очернить Жанну как ведьму и еретичку, англичане отдали ее под суд инквизиции. Судебный процесс над Жанной, в котором участвовало более ста находившихся на содержании у англичан французских священнослужителей, проходил с 21 февраля по 28 мая 1431 года. В соответствии с судебной процедурой, Жанна не могла иметь защитников или призвать свидетелей. За нее, как за мирянку, не мог вступиться никакой религиозный орден, ни один священник также не оказал ей поддержку. Проведя месяцы в цепях в военной тюрьме, постоянно охраняемая мужчинами, Жанна защищала себя с большим мужеством. Напомнив своим следователям, что послана Богом, она предупредила, что они могут подвергнуть ее большой опасности. Обвинения свелись к вопросу о высшем авторитете: судьи требовали, чтобы Жанна согласилась суждением церкви, согласно которому ее видения были вызваны злыми силами. Жанна продолжала утверждать, что они посланы Богом. Возможно, даже не осознавая этого, она отстаивала ценность индивидуального мистического опыта перед церковным авторитетом.
После недель нескончаемых допросов Жанна начала ломаться. Под страхом смерти на костре она отреклась от своих голосов и снова надела женское платье. Достоверно не известно, что произошло далее, но через три дня ее снова обнаружили в мужском наряде. Она заявила, что раскаивается в отречении от своих голосов; есть основания полагать, что охранявшие ее стражники пытались изнасиловать ее. Чем бы она не руководствовалась, но своими действиями она решила собственную судьбу. Ее объявили повторно впавшей в ересь и сожгли на костре 31 мая 1431 года.
Карл VII, испытывающий неудобство от того, что своей короной он обязан осужденной еретичке, в 1450 году повелел тщательно расследовать ход процесса над Жанной, что и было сделано при участии папских следователей. Хотя приговор 1431 года и был отменен в 1456 году, главные обвинения против Жанны сняты не были. Несмотря на сложившуюся неоднозначную ситуацию, память о Жанне привлекала внимание французов на протяжении нескольких следующих столетий. В 1920 году она была признана святой, что было иронично, поскольку ни одно церковное решение так и не признало за ней право на собственное толкование своих видений, оставив главный пункт предъявленных ей обвинений без внимания.
БИБЛИОГРАФИЯ
Главные материалы по процессу над Жанной см. в пятитомном издании Жюля Кишра (Jules Quicherat) Procès de condamnation et de réhabilitation de Jeanne d’Arc (Paris, 1841–1849; New York, 1960). Исправленное издание материалов процесса на французском и латинском языках см. Procès de condamnation de Jeanne d’Arc, 3 vols., edited by Pierre Tisset and Yvonne Lanhers (Paris, 1960–1971), материалы по пересмотру процесса см. Procès en nullité de la condamnation de Jeanne d’Arc, 3 vols., edited by Pierre Duparc (Paris, 1979–1983). Сокращенную версию материалов процесса на английском языке см. в издании Вилфреда Баретта (Wilfred P. Barrett) The Trial of Jeanne d’Arc (London, 1932), материалы пересмотра см. издании Режин Перну (Régine Pernoud) The Retrial of Joan of Arc, translated by J. M. Cohen (London, 1955).
Из множества вторичной литературы интерес для начинающих могут представлять следующие биографии: Frances Gies’s Joan of Arc: The Legend and the Reality (New York, 1981), Lucien Fabre’s Joan of Arc (New York, 1954) и Victoria Sackville-West’s St. Joan of Arc (London, 1936; New York, 1984). См. также мое исследование Joan of Arc: Heretic, Mystic, Shaman (Lewiston, N.Y., 1985) и книгу Режин Перну Joan of Arc by Herself and Her Witnesses, translated by Edward Hyams (London, 1964).
Anne Llewellyn Barstow: Joan of Arc. Encyclopedia of Religion, vol. 7, pp. 4929-4930 (1987). Перевод с английского И.С. Анофриев.