Джозеф Макшейн. ЛЕВ XIII

Лев XIII (Винченцо Джоакино Печчи, 1810 – 1903) — папа Римский в 1878 – 1903 гг. Шестой ребенок в аристократической семье, Джоакино Печчи родился 2 марта 1910 г. в Карпинето (Папская область). Получив образование в иезуитском колледже в Витербо (1818 – 1824), Римском колледже (1825 – 1832) и в Римской академии церковной знати (1832 – 1837), он был назначен домашним прелатом в 1837 году и начал свою карьеру папского государственного служащего.

После рукоположения в священники в конце 1837 года Джоакино Печчи успешно исполнял обязанности папского делегата (губернатора провинции) в Беневенто (1838 – 1841), Сполето (недолго в 1841 году) и Перудже (1841 – 1843). За заслуги на административной работе папа Григорий XVI возвел его в сан епископа и назначил нунцием в Бельгии. По просьбе бельгийского короля Леопольда I Печчи был отозван обратно в Рим в 1846 году и занял вакантную епископскую кафедру в Перудже.

Во время долгого пребывания на этом посту (1846 – 1878) будущий папа выработал и продемонстрировал комплексный подход по отношению к вызовам современности, сочетающий в себе принципиальное сопротивление новомодным веяниям с прагматичным приспособлением к ним же ради блага церкви, что в последствии станет отличительной чертой его понтификата. Так, с одной стороны, он поддержал программу папы Пия IX по определению догмата о непогрешимости папы и созыву вселенского собора для укрепления учительной власти церкви. Вместе с Пием он также осудил аннексию Перуджи Сардинским королевством в 1860 году и последовавшее за ней введение антицерковного законодательства. С другой стороны, он обновил учебные планы семинарий своего диоцеза таким образом, чтобы в них вошли связанные с новейшими открытиями предметы, основал Академию св. Фомы, которая была призвана помочь церкви ответить на философские вызовы времени, высоко оценил достижения современной науки, техники и образования в серии пастырских посланий 1874 – 1877 гг., а также искал способы приспособления и примирения с властью короля Сардинии.

Сложное отношение Печчи к проблемам современности вызывало неоднозначную реакцию. Кардинал Джакомо Антонелли, государственный секретарь святого Престола, не доверял Печчи, в то время как другие епископы хвалили его проницательность. Не соглашаясь с Печчи по всем вопросам, Пий IX, тем не менее, отдавал должное его способностям. В конце концов папа возвел его в кардиналы в 1853 году, а в 1877 году назначил камерленго — управляющим папским имуществом и ответственным за организацию конклава в период вакантного престола.

После смерти Пия IX в 1878 году Печчи был избран папой. К этому времени перспективы дальнейшего существования церкви были далеко не радужными. Сходство взглядов почившего и нового понтификов заставляло последнего если не продолжать, то по крайней мере вторить настроениям и некоторым направлениям политики Пия IX. Особенно это касалось проблемы компенсации за утрату церковью земельных владений (Римский вопрос), централизации церковной власти и осуждения современных политических тенденций (которое и было озвучено Львом XIII в энциклике 1878 года Inscrutabili). Однако дать католицизму нечто новое папа Лев смог благодаря ясному пониманию, что резкая враждебность Пия IX по отношению к современному миру не даст церкви того влияния, о котором мечтали оба понтифика.

С прагматизмом, который его недоброжелатели расценивали скорее как оппортунизм, Лев XIII понимал, что церковь должна прийти в соответствие с интеллектуальными, политическими и социально-экономическими условиями времени. Успехи его дипломатии отразились в прекращении давления на Католическую церковь в Германии (Kulturkampf), установления приемлемых отношений с Великобританией и тесных связей с США, а инициированное им оживление церковной философской традиции позволило католицизму прийти в согласие с двумя главнейшими тенденциями столетия: демократией и индустриальной экономикой.

В 1878 году Лев XIII издает энциклику Aeterni Patris, в которой провозглашает возврат церкви к томизму. Позднее стало ясно, что, оживляя философию Фомы Аквинского, папа Лев почтил его как создателя метода, указывающего путь примирения церкви и мира. Подобно тому, как Фома задействовал философские тенденции и концепции своего времени, примиряя веру и разум, увеличивая учительный авторитет церкви, вручая ей основательное, убедительное и полезное философское учение, Лев XIII желал увеличить престиж современной церкви, продвигая философскую систему, которая была основательной, потому что основывалась на принципах естественного права, и убедительной и полезной — потому что эти принципы можно было перевести на современный язык. Осуществив такой перевод, папа Лев полагал, что церковь наконец сможет понять современный мир, вступить в диалог со сторонниками идей естественного права, понятыми в духе Просвещения, и предложить приемлемые и долгосрочные решения проблем современного общества.

В руках Льва XIII неотомизм оказался исключительно удобным и полезным инструментом в противостоянии политическим и социально-экономическим вызовам времени. Столкнувшись с кризисными явлениями во французской церкви, папа Лев использовал свой новый философский метод, чтобы реабилитировать демократию для церкви. В нескольких энцикликах, начиная с Diuturnum illud (1881) и заканчивая Au milieu des sollicitudes (1892), он использовал концепцию естественного права для разграничения форм и функций государства. Так и не смирившись с идеей народного суверенитета и революционными компонентами демократий новейшего времени на личном уровне, Лев XIII все же оказался способен признать демократические республики, коль скоро они осуществляют определенные естественным правом функции и не вмешиваются в религиозную сферу.

Аналогичным образом папа Лев использовал неотомизм, чтобы сформулировать универсальный католический ответ на проблемы рабочих волнений, профсоюзного движения и социализма. Основываясь на работах церковных деятелей Генри Мэннинга (ум. 1892) и Вильгельма фон Кеттелера (ум. 1877) Лев XIII издает в 1891 году энциклику Rerum novarum. В ней он использует концепцию естественного права, чтобы осудить и либерализм, и социализм и защитить права рабочих на получение заработной платы не ниже прожиточного минимума и на создание профсоюзов. Естественно-правовое понимание позитивной функции государства (обеспечение всеобщего благосостояния) используется папой Львом и для оправдания прямых государственных мер по облегчению бедственного положения рабочего класса. Относительно темпов развития европейской промышленности энциклика Льва XIII появилась уже достаточно поздно. Кроме того, ее часто рассматривали, прежде всего, как чисто антисоциалистический манифест. И тем не менее, благодаря ей Лев XIII получил прозвище «папа рабочего класса», а сочувственное отношение понтифика к проблеме прав трудящихся, по общему мнению, если не остановило исход рабочих из церкви, то по крайней мере замедлило его.

Потерпев ряд поражений (особенно в попытках заинтересовать европейские правительства планом по восстановлению светской власти Римских пап) и так и не добившись для церкви такой степени влияния, к которому он всегда стремился, Лев XIII, благодаря дипломатической работе, реанимации католического образования, вниманию к социальной повестке и искреннему желанию быть ближе к миру, оставил церковь более защищенной, уважаемой и способной к диалогу с индустриальным миром, чем она была на момент его восхождения на Святой Престол в 1878 году.

БИБЛИОГРАФИЯ

Camp, Richard L. The Papal Ideology of Social Reform: A Study in Historical Development, 1878–1967. Leiden, 1969. В книге рассматривается усложнение социального учения Римских пап от Льва XIII до Павла VI. Прекрасно показано долгосрочное влияние Льва на жизнь церкви.

Gargan, Edward T., ed. Leo XIII and the Modern World. New York, 1961. Сборник статей в честь 150-летия со дня рождения Льва XIII. Особенно полезны статьи Джозефа Муди (Joseph N. Moody) о социальных взглядах понтифика и Джеймса Коллинза (James Collins) о его философской программе.

Jedin, Hubert, and John Dolan, eds. The Church in the Industrial Age, vol. 9 of The History of the Church. New York, 1981. В этом издании используются работы Оскара Кёлера (Oskar Kohler) о жизни и понтификате Льва XIII в историческом контексте.

Moody, Joseph N., et al., eds. Church and Society: Catholic Social and Political Thought and Movements, 1789–1950. New York, 1953. В издании собраны подробные статьи и первоисточники, помимо прочего проливающие свет на развитие католической социальной мысли.

Murray, John Courtney. “Leo XIII on Church and State: The General Structure of the Controversy,” “Leo XIII: Separation of Church and State,” “Leo XIII: Two Concepts of Government,” Theological Studies 14 (1953): 1–30, 145–214, 551–567; и “Leo XIII: Government and the Order of Culture,” Theological Studies 15 (1954):1–33. Серия из четырех значимых статей, предлагающих поступательную и утонченную историческую интерпретацию политической мысли Льва XIII.

Soderini, Eduardo. The Pontificate of Leo XIII. 2 vols. London, 1934–1935. Работа написана при содействии Ватиканского архива. На английский язык переведены только первые два том.

Wallace, Lillian P. Leo XIII and the Rise of Socialism. Durham, N.C., 1966. В работе утверждается, что рост популярности социалистических идей заставил церковь обратиться к проблемам индустриального мира и что именно ее внимание к экономическим вопросам затормозило дальнейшее продвижение социализма.

Joseph M. McShane: Leo XIII. Encyclopedia of Religion, vol. 8, pp. 5410-5412 (1987). Перевод с английского и примечания И.С. Анофриев