Концепция тела занимает центральное место в религиоведении по одной очевидной причине: религиозные явления зависят от материального существования человеческих тел. В последнее время стало модным говорить о религии как о воплощенном феномене, как о телесном процессе и воплощении в целом. В этом тексте я анализирую различные варианты использования концепции тела и проясняю контексты, в которых она может быть применена последовательно и систематично, а также чтобы таким образом улучшить методологию религиоведческих исследований.
Религиозные тела
Я предполагаю, что понятие «тело» относится к человеческому или другому животному телу, то есть к самоподдерживающейся биологической единице, которая зарождается при оплодотворении и превращается в труп при биологической смерти. Телесные процессы — это то, что делают тела: например, ходьба, сон, молитва и пение. Связанные с этим понятия воплощения и воплощенного обычно тривиальны, как, например, когда речь идет о воплощенных социальных взаимодействиях или о воплощении в целом. Люди — это биологические существа, а потому их тела участвуют во всем, что они делают. Не существует социального взаимодействия без участия тел, так же как нет воплощения, которое являлось бы чем-то дополнительным к самому факту существования тел.
Тела имеют значение в религиоведении прежде всего по двум причинам: (1) некоторые тела поддерживают религиозные убеждения, желания и действия; (2) некоторым телам приписываются религиозные смыслы.
В первом случае мы имеем такие примеры, как священники в Католической церкви или члены организаций харизматического христианства. Религиозные «специалисты», как и миряне — это тела, поддерживающие религиозные убеждения, желания и действия, и поэтому их тела важны для религиоведения. Если мы хотим предсказать динамику этих тел, мы должны учитывать их убеждения и желания, среди которых обязательно будут и некоторые религиозные ментальные состояния. Таким образом, религиозные тела оказываются обладающими религиозными представлениями акторами.
Во втором случае речь идет о телах, которым приписываются религиозные значения. То есть, помимо человеческого тела x, есть один или несколько религиозных акторов, которые приписывают религиозные значения данному конкретному телу. Например, можно рассмотреть случай атеиста, работающего католическим священником, — человека, не имеющего религиозных убеждений или желаний, но выполняющего обязанности католического священника в рамках организации Католической церкви. Его тело будет считаться религиозным, потому что, являясь частью этой организации, оно будет нести и воплощать религиозные значения, например, взаимодействуя с другими участниками религиозных ритуалов. Такое тело будет восприниматься как носитель религиозных значений, даже если в основе его поведения не будет лежать религиозных убеждений или желаний. Другой пример религиозного тела, которое является религиозным в силу приписываемых ему религиозных смыслов — это ситуация, в которой человеческие тела считаются созданными Богом-Творцом. Такое убеждение, распространенное в харизматическом христианстве, преобразует тела в религиозные посредством приписывания им сверхъестественного происхождения. Человеческие останки также часто наделяются религиозными и другими фундаментальными значениями, а культурные системы, связанные с обращением с мертвыми телами, представляют собой яркий объект для религиоведческих исследований.
Таким образом, можно выделить следующие случаи:
- Религиозное тело x — это тело, в котором религиозные убеждения и желания стоят «у руля».
- Религиозное тело x — это тело, которое действует в соответствии с правилами религиозной организации.
- Религиозное тело x — это тело, которому другие акторы приписывают религиозные значения и обращаются с ним на основании этих религиозных смыслов.
Разграничивая эти случаи важных для религиоведения религиозных тел, мы выделяем три примера:
- Тела, которыми управляют ментальные состояния с религиозным содержанием.
- Тела, чья религиозность обусловлена тем, что они действуют в соответствии с нормами религиозной организации (то есть организации, которая конституируется религиозными содержаниями).
- Тела, которые концептуально конструируются и трактуются посредством религиозного содержания.
Подводя итог, можно сказать, что религиозные тела в трех указанных смыслах являются центральным объектом исследования в религиоведении.
Другие виды телесной активности
Поскольку мы, люди, являемся биологическими существами, тела важны во всех сферах жизни: питании, репродукции, эстетическом опыте, спорте, музыке и танцах, а также во многих других. Эти телесные активности включают в себя определенные ментальные содержания и культурные модели, посредством которых участники вовлекаются в эти сферы жизни. Питание или спорт как таковые не несут в себе религиозного содержания и не являются первичными объектами исследования для религиоведения. Что подразумевается под выражением «как таковые», можно прояснить, различая первичные и вторичные теории (см. Хортон, 1993). Первичная теория питания — это совокупность ментальных содержаний, позволяющих актору различать съедобные продукты и употреблять их соответствующим образом. Благодаря общим первичным теориям питания акторы, принадлежащие к разным культурам, могут разделить совместную трапезу. Вторичные теории питания включают ментальные содержания, которые добавляют дальнейшие интерпретации и значения к процессу принятия пищи. Например, что такое культурно приемлемая манера приема пищи, какие продукты являются «горячими» или «холодными» и каково их влияние на здоровье. Кроме того, вопрос о том, связаны ли еда или продукты питания со сверхъестественными сущностями, также рассматривается в области вторичных теорий.
Мое утверждение заключается в том, что, несмотря на важность телесных вопросов для биологических существ, таких как люди, они не имеют значения для религиоведческих исследований, если не включают в себя вторичные теории, которые придают им религиозное содержание. Таким образом, питание, воспроизводство и другие телесные активности не являются религиозными сами по себе.
Что насчет экстремальных форм телесной активности, таких как фанатичный бодибилдинг? Существуют группы бодибилдеров, которые посвящают почти все свое время этой активности, поклоняются накачанным телам и участвуют в коллективных ритуалах. Возможно, даже существуют группы бодибилдеров, которые утверждают, что бодибилдинг для них — это религия. Если мы принимаем как признак религии ментальные содержания, предполагающие существование сверхъестественных сущностей, мы должны ответить, что эти группы просто ошибаются: бодибилдинг, независимо от того, как бы интенсивно и ритуально он ни был организован, не может считаться религией. То же самое относится к музыке, танцам, спорту и другим телесным активностям: телесность не подразумевает наличие религиозного содержания.
Воплощенная религия, эмоции и полевая работа
Как отмечает Айван Стренски (2010), традиционная философия религии исследует религию через изучение религиозных текстов, а не «живую» религию. Тексты содержат системы аргументов и, следовательно, являются подходящими объектами для философского анализа. Другие области религиоведения, такие как антропология, история или социология религии, также обвинялись в излишней абстрактности. Противопоставлением этой текстуализированной абстрактной религии является живая, воплощенная религия. Но что означает воплощение и как оно связано с телами? Примеры воплощенной религии, предложенные Стренски, включают материальность, практики, эмоции и тела. Таким образом, воплощенная религия — это то, что предполагает активное участие религиозных тел, выполняющих ритуалы или иным образом взаимодействующих со сверхъестественными сущностями.
Воплощенная религия — это религия, изучаемая в рамках качественной этнографии, основанной на полевых исследованиях. Воплощенная религия — это не определенный тип религии, а исследовательская установка, в которой религиозные тела изучаются с помощью интервью и наблюдений за участниками. В своем этнографическом исследовании амазонской народной религии я наблюдал ритуал исцеления укушенного змеей пациента. Это был магический укус, и поэтому целитель пробуждал духов-помощников с помощью магических песен. Он также обращался к духу змеи с целью исцеления пациента. Я наблюдал за сеансом исцеления и проводил интервью с целителем, пациентом и другими участниками. Это было исследование воплощенной религии, осуществляемой людьми, которые использовали свои тела для определенных действий. Ритуал исцеления — это воплощенная религия в ее лучшем проявлении: религиозное содержание управляет поведением людей и их телесным взаимодействием.
Этнографическое исследование воплощенной религии использует те же методы, что и любое другое этнографическое исследование. Объекты исследования концептуализируются как интенциональные системы, имеющие ментальное содержание в составе своих убеждений и желаний, и эти содержания, а также сложные системы содержаний (культурные модели) отслеживаются с помощью методов интервью и наблюдений. Хотя воплощенная религия не является текстом в традиционном смысле, как традиционные книги, ее содержательные и аргументативные аспекты изучаются, и таким образом она превращается в нечто похожее на текст, то есть текстуализируется.
Оле Риис и Линда Вудхед (2010) утверждали, что телесные эмоции и чувства играют центральную роль в религиозной практике и что они должны изучаться вместо пропозиционального знания, традиционно изучаемого в религиоведении. По их мнению, мысли могут быть выражены словами, тогда как эмоции выражаются через телесное присутствие, движения, музыку, танцы, сны, образы и символы.
Кажется, что концепция тела вновь становится препятствием для анализа пропозиционального содержания, являющегося центральным проектом в этнографии религии, основанной на теории интенциональных систем (Камппинен, 2010). На самом же деле это не так. Когда мы изучаем эмоции с помощью таких материалов, как движения или аспекты телесного присутствия, мы пытаемся выяснить пропозициональные содержания эмоций: чего боятся информанты, на что надеются, что чувствуют, слушая проповедь или музыку. Чтобы научно объяснить эмоцию, мы должны проследить ее пропозициональные содержания: чувство радости из-за того, что Бог вас любит, отличается от чувства радости из-за того, что ужин готов. Кроме того, телесные схемы, такие как модель «контейнера», лежащая в основе различных эмоций, можно в терминах их подразумеваемого пропозиционального содержания, как будет показано в следующем разделе.
Помещение концепции тела, а также связанных понятий эмоций и чувств в центр религиоведческих исследований не освобождает нас от анализа пропозициональных содержаний. Напротив, это бросает вызов: необходимо выявить пропозициональные содержания, заложенные в эмоциях. Возьмем, к примеру, эмоцию печали. Чтобы понять конкретный вид печали, нужно выяснить, с помощью интервью и наблюдений за участниками, каковы предшествующие и последующие ментальные состояния (с пропозициональными содержаниями), составляющие функциональную среду этой печали. Какие убеждения актор имеет о произошедшем и что, по его мнению, вызвало печаль; как эта печаль выражается в его дальнейших убеждениях, желаниях и действиях. Таким образом, мы получаем схему, где печаль функционально определяется через другие ментальные состояния, убеждения, желания и действия (далее сокращенно — УЖД):
УЖД в момент времени tn-1
Печаль и УЖД в момент времени tn
УЖД в момент времени tn+1
С текущего момента времени tn, где печаль рассматривается как объект нашего исследования, мы идентифицируем окружающие убеждения, желания и действия, а затем, основываясь на этнографических и других данных, экстраполируем содержания прошлых убеждений, желаний и действий. Если, например, наш информант печалится из-за ухудшения своего здоровья (которое он привык считать само собой разумеющимся), то мы можем проследить его прошлые убеждения о состоянии здоровья, а также прежние оценки здоровья. Используя прогнозы, мы можем предположить его будущие убеждения, желания и действия, и, если он, к примеру, начнет заниматься спортом, это подтвердит нашу гипотезу, что эта печаль — настроение, вызванное убеждением в ухудшении здоровья, что не соответствует его желаниям.
Как отметил Айван Стренски (2010), философия религии должна идти в ногу с прогрессом, происходящим в эмпирическом изучении религии. Этнографическое изучение религиозной деятельности, в которую по умолчанию вовлечены тела, предоставляет отличные примеры для концептуального анализа.
Инференциальные схемы, связанные с концепцией тела
Научные концепции позволяют нам делать выводы, которые с помощью теорий могут быть проверены на эмпирическом материале. В других областях исследований, таких как биология, ключевые концепции хорошо систематизированы, операционализированы и подкреплены теориями. Например, концепция экосистемы состоит из дополнительных понятий, таких как циклы питательных веществ и отношения хищник-жертва, каждое из которых связано с различными способами операционализации, с помощью которых можно оценить их присутствие и динамику в экосистеме.
Построение теории концепции тела должно начинаться с инференциальных схем, которые могут быть построены на основе утверждения, что x — это тело. Как отмечали Джордж Лакофф и Марк Джонсон (Lakoff 1987, Johnson 1988, Lakoff & Johnson 1980), человеческое тело, в общем смысле, является контейнером.
Поэтому мы можем сделать вывод, что
x — это тело
∴ x — это контейнер
Понятие контейнера позволяет использовать различные инференциальные схемы, которые применимы и к концепции тела. Как контейнер, тело:
- является ограниченной сущностью,
- является протяженной сущностью,
- подразумевает различие между внутренним и внешним,
- может содержать другие сущности и само быть содержимым,
- может включать гетерогенную внутреннюю область,
- имеет специфические зоны для взаимодействия с окружающей средой.
Как особый случай контейнера, человеческое тело также:
- является биологической системой,
- воспроизводится,
- коммуницирует,
- стремится к благополучию,
- имеет связанные с благополучием механизмы саморегуляции,
- является целенаправленной системой, то есть имеет убеждения и желания и действует.
Если использовать концепцию тела в изучении религии, то вышеупомянутые выводы в совокупности говорят нам, что мы имеем дело с человеческими существами. Логика убеждений, желаний и действий является сложным и полезным объектом исследования, и большая часть общей этнографии изучает эту область, исходя из предположения, что объект исследования — это интенциональная система.
Следующим естественным шагом в использовании концепции тела становится изучение культурно специфических, более детализированных концепций тела, построенных на основе общей концепции. В разных культурах тела воспринимаются, например, как вместилище души. В народной религии перуанской Амазонии тело рассматривается как сосуд для, по крайней мере, двух душ, одна из которых отвечает за функции тела, а другая — за мышление, личность и другие психические характеристики (Kamppinen 1990a, 1990b). Параллельную культурно-специфическую концепцию человеческого тела можно найти в харизматическом христианстве, где считается, что человеческое тело содержит душу и дух, каждый из которых выполняет различные функции в течение жизни человека и при взаимодействии со сверхъестественными сущностями. Кроме того, предполагается, что при воскресении материальное тело будет собрано и перенесено на небеса в качестве материальной сущности. Таким образом, оно сохранит свои свойства контейнера в загробной жизни, сможет взаимодействовать с аналогично воплощенными родственниками и друзьями, перемещаться по разным частям небес, радоваться и так далее.
Таким образом, инференциальные схемы, составляющие концепцию тела, используются не только в начале исследовательского процесса, когда мы отслеживаем культурно-специфические концепты тела, но и после того, как такой концепт был идентифицирован. Исходя из предположения, что тела конструируются как расширенные контейнеры даже в загробной жизни, мы можем изучить конкретные способы, которыми расширенные тела взаимодействуют в сконструированном мире загробной жизни.
Тело как исходная модель
Функциональные уравнения вида f(x) = y широко распространены в науке. Они говорят, что значение y является функцией от x, а сама функция — это то, что преобразует переменную x в y. В гуманитарных науках аналогичную роль выполняет понятие контекста. Религиозный контекст преобразует сущности в объекты исследования, которые имеют значение в религиоведении. Когда тела помещаются в религиозный контекст, они становятся объектами изучения религиоведения. В приведенных ранее примерах тела находятся в религиозных контекстах, и поэтому они представляют интерес для религиоведения. Тела как таковые не имеют значения независимо от того, насколько интенсивно ими пользуются или манипулируют.
Но что произойдет, если мы будем рассматривать тело как функцию или контекст, который преобразует объекты в объекты нового типа? Именно это происходит, когда наши информанты используют концепцию тела в качестве исходной модели (или метафоры), которую они применяют к различным сущностям. Тело как исходная модель — это своего рода метафора контейнера с более специфическими свойствами, как мы уже видели ранее. Модель тела накладывает телесные характеристики на объекты, превращая их в подобные телу сущности. Если объектом преобразования является сверхъестественная сущность, то это становится актуальным случаем для религиоведения. Рассмотрим пример. Много лет назад я изучал системы верований, связанные со сверхъестественным существом из Амазонии под названием яшинго. Это дух леса, который имеет человеческий облик и взаимодействует с человеческими интересами разными способами. Это дух-хранитель, у которого есть собственный сад в лесу; он контролирует охоту и добычу и так далее. Это вымышленная сущность, которая сконструирована как обладающая человеческим телом, способным иногда трансформироваться в облик животного. Тело как исходная модель преобразует эту сверхъестественную сущность в антропоморфную сверхъестественную сущность, и ее сконструированные телесные свойства могут быть изучены. Тот факт, что она сконструирована как тело, помогает объяснить, почему ее модели взаимодействия имеют определенный характер — например, почему ее можно видеть и слышать (в сконструированной реальности, где обитают сверхъестественные сущности).

В ходе расспросов о лесном духе и его внешнем виде, несколько информантов сказали, что нет необходимости гадать о его внешнем виде, так как у них есть его фотография.
Пожилой мужчина, у которого я брал интервью, посмотрел на фотографию и сказал, что это не лесной дух, а скорее бродячий злой дух. Поскольку большинство людей занимаются таксономией только под давлением этнографа, нельзя однозначно установить личность существа. Однако совершенно очевидно, что сверхъестественная сущность была смоделирована с использованием человеческого тела в качестве исходной модели. Соответственно, ее дальнейшие свойства могут быть изучены — например, может ли она мгновенно перемещаться из одного места в другое.
Заключение
Тела актуальны в религиоведении по той очевидной причине, что религиозные сущности зависят от материальных человеческих существ, которые могут придавать различным вещам религиозные смыслы. Понятие тела может использоваться точно, отличая материальные тела, помещенные в религиозные контексты, от использования понятия тела как качестве исходной модели. В последнем случае сконструированный мир сверхъестественных вымыслов наделяется телесными свойствами, как в случае с антропоморфизмом. Современные модные термины, как воплощение (embodiment), воплощенный (embodied) или телесный (bodily), не добавляют новой информации к этим базовым употреблениям понятия тела.
Список литературы:
- Horton, Robin / Patterns of Thought in Africa and the West. Cambridge: Cambridge University Press. 1993
- Johnson, Mark / The Body in the Mind. Chicago: Chicago University Press. 1988
- Kamppinen, Matti / Out of Balance: Models of the Human Body in the Medico-Religious Tradition among the Mestizos of the Peruvian Amazon. Curare: Zeitschrift für Ethnomedizin und Transkulturelle Psychiatrie 2: 89–97. 1990
- Kamppinen, Matti / Containers and Boundaries: Metaphors of Illness and the Flow of Knowledge in the Peruvian Amazon. In: W. Andritzky (ed.), Yearbook of CrossCultural Psychotherapy. Berlin: Verlag für Wissenschaft und Bildung. 1990
- Kamppinen, Matti / Intentional Systems Theory as a Conceptual Framework for Religious Studies: A Scientific Method for Studying Beliefs. Lewiston: The Edwin Mellen Press. 2010
- Lakoff, George / Women, Fire, and Dangerous Things: What Categories Reveal about the Mind. Chicago: The University of Chicago Press. 1987
- Lakoff, George & Mark Johnson / Metaphors We Live By. Chicago: The University of Chicago Press. 1980
- Riis, Ole & Linda Woodhead / A Sociology of Religious Emotion. Oxford: Oxford University Press. 2010
- Strenski, Ivan / Philosophy of Religion. Paper given at the IAHR Meeting in Toronto August 17, 2010.
Kamppinen M. The concept of body in religious studies //Scripta Instituti Donneriani Aboensis. – 2011. – Т. 23. – С. 206-215.