Бенджамин Рэй. ЭНДРЮ ЛЭНГ. Пер. с англ. Т.М. До Егито

Лэнг, Эндрю (1844 — 1912) — шотландский антрополог и фольклорист. Родился в шотландском городе Селкерк, получил образование в университетах Сент-Эндрюс, Глазго и Оксфорда. На протяжении семи лет он был стипендиатом Мертон-колледжа, где его считали блестящим и многообещающим исследователем Античности. После женитьбы он покинул Оксфорд, начал карьеру литературного журналиста и стал широко известен благодаря изданию сказок, что стало его вкладом в фольклористику и антропологию религии, а также литературным эссе и обзорам. Хотя круг интересов и знаний Лэнга был весьма широк, а его научная работа сводилась к наиболее злободневным интеллектуальным вопросам, он не внес существенного вклада в развитие науки. Он был скорее проницательным критиком чужих теорий, нежели оригинальным мыслителем. Лэнг был одним из основателей Британского фольклорного общества и почти до конца своей жизни был президентом Общества психических исследований.

Как профессиональный литератор Лэнг оказался весьма плодовит. Он был автором 120 книг (включая брошюры) и участвовал в издании более чем 150 других сборников как редактор или соавтор, так что его статьи в периодических изданиях исчисляются тысячами. Во время, когда развивающаяся британская и американская интеллигенция весьма интересовалась вопросами науки и образования, Лэнг, благодаря проницательному уму и литературному дару, оказался ведущей фигурой в недавно возникших областях антропологии, фольклора и истории религий.

Лэнгу приписывают опровержение филологического подхода великого Макса Мюллера к изучению мифа и его популярной теории, согласно которой все мифы возникли в результате «болезни языка». В «Современной мифологии» (1897) Лэнг использовал свои обширные знания в сравнительной мифологии народов мира, чтобы продемонстрировать, что темы индоевропейской мифологии, которые Мюллер интерпретировал с помощью индоевропейской филологии и многие из которых касались солярного феномена, также присутствовали в мифах других частей света и могли объясняться более универсальной тенденцией к персонификации природы. Хотя сам Лэнг не предложил новой теории мифа, он рассматривал мифологию как ключ к «современному состоянию человеческого мышления» (Миф, ритуал и религия, 1887, т.1, с.29). Он полагал, что миф следует понимать исходя из его собственной рациональности. В этом смысле Лэнг предвосхищает крупные открытия в области современных исследований мифа в антропологии и истории религий.

В «Магии и религии» (1901) Лэнг детально изложил критику теории магии и религии Джеймса Фрэзера. Он обозначил недостатки эволюционной теории Фрэзера, согласно которой магия предшествовала религии, а религия возникла из-за того, что магия перестала казаться эффективной. Лэнг также сурово отнесся к объяснению божественности Христа с точки зрения ритуального цареубийства и мифов об умирающих и воскресающих богах. Кроме того, он обрушился на фрэзеровскую теорию ритуального цареубийства и сравнительного метода в «Золотой ветви», с чем впоследствии согласилось научное сообщество.

Хотя Лэнг был сторонником эволюционной теории анимизма Э.Б. Тайлора, он отверг точку зрения Тайлора на возникновение идеи Бога на позднем этапе развития анимистических представлений о душах, привидениях и духах. В «Мифе, ритуале и религии» он отмечает, что концепция бога-творца — поучающего, отечески заботливого, всемогущего и всеведущего — обнаруживается у народов с наименее развитой культурой. Следовательно, по мнению самих эволюционистов, идея Бога, обнаруженная у наименее развитых в культурном смысле народов, не могла возникнуть из идей о призраках и душах на их позднем этапе развития. Лэнг одним из первых (и, в последствии, многих) подверг сомнению этот момент, что в конечном счете привело к упадку эволюционизма в антропологии. Его собственная точка зрения заключалась в том, что идея души-призрака и идея Бога имели совершенно разные источники, и что идея Бога могла предшествовать анимизму, хотя он признавал, что вопрос первенства никогда не может быть исторически установлен. Лэнг полагал, однако, что идея Бога могла предшествовать, но что впоследствии она была искажена и выродилась под влиянием более поздних идей анимизма, в результате чего утратила свое первоначальное исходное положение. И хотя акцент, сделанный Лэнгом на наличии «высших богов» в первобытных культурах, был в значительной степени проигнорирован в Англии, на него обратили внимание другие исследователи. Позиция Лэнга стала предметом обсуждения и крупных исследований в антропологии (Вильгельм Шмидт, Э.Э. Эванс-Причард) и истории религий (Натан Зедерблом, Рафаэль Петтаццони, Мирча Элиаде).

В конце жизни Лэнг стал активно интересоваться парапсихологическими явлениями — призраками, телепатией, гаданием с помощью магического кристалла, хождением по огню, привидениями, спиритизмом— и даже написал по этому вопросу две книги. Хотя Лэнг считал истории про привидения одной из форм фольклора, он полагал, что психологический опыт, вызвавший их, мог иметь некоторое основание в реальности, и что такой опыт мог быть первоначальным источником религиозной веры. В этом убеждении, однако, Лэнг оказался совсем один, впав в немилость у своих коллег — исследователей фольклора. Можно сказать, что Лэнг на ощупь отыскал способ описания и исследования опыта, который Рудольф Отто впоследствии назовет «нуминозным», и который Отто и последующие феноменологи религии считали как древним источником, так и актуальным основанием религиозной веры.

БИБЛИОГРАФИЯ

Среди многочисленных работ, составивших вклад Лэнга в религиоведение и исследование мифологии, прежде всего стоит отметить следующие: Custom and Myth (1885), 2d rev. ed. (1893; Oosterhout, 1970); Myth, Ritual, and Religion, 2 vols. (1887), rev. ed. (1899; New York, 1968); Modern Mythology (1897; New York, 1968) и Magic and Religion (1901; New York, 1969).

Две книги о парапсихологических феноменах: Cock Lane and Common-Sense (1894; New York, 1970) и The Book of Dreams and Ghosts (1897), rev. ed. (1899; New York, 1970).

Полезный источник информации о жизни необъятной литературной деятельности Лэнга Roger L. Green. Andrew Lang: A Critical Biography with a Short-Title Bibliography of the Works of Andrew Lang (Leicester, 1946).

Новые источники

Turner, Bryan S., ed. The Early Sociology of Religion, vol. 4: The Making of Religion by Andrew Lang. London, 1997.

Benjamin C. Ray: Anrew Lang. Encyclopedia of Religion, vol.8, pp. 5299 – 5300. Перевод с английского Т.М. До Егито.