Джордж Стокинг-младший. РОБЕРТ ГЕНРИ КОДРИНГТОН

Роберт Генри Кодрингтон (1830-1922) — христианский миссионер в Меланезии и исследователь меланезийских языков и культур. Кодрингтон, второй сын ректора (тип приходского священника) Англиканской церкви, учился сначала в средней школе Чартерхаус, а затем в Уодхэм-колледже Оксфордского университета, где, если судить по его позднейшей симпатии к Высокой церкви, на него могло повлиять Оксфордское движение. Через два года после рукоположения в 1857 году он получил замечательную возможность отправиться в Новую Зеландию со своим викарием Эдмундом Хобхаусом, который был назначен епископом города Крайстчерч. В 1863 году Кодрингтон сопровождал епископа Джона Колриджа Паттесона в поездке по островам на миссионерском корабле «Южный крест», а в 1867 году присоединился к странствующей Меланезийской миссии, которая придерживалась политики расового равенства и минимального вмешательства в жизнь местных традиционных культур. Когда в 1871 году Паттесон был убит меланезийцами, ранее пострадавшими от австралийских охотников за рабами, Кондрингтон отказался занять освободившееся место епископа, хотя фактически руководил миссией в течение следующих нескольких лет. Несмотря на склонность к морской болезни, он все же совершил несколько поездок по островам. Тем не менее руководить миссией он предпочитал, находясь на острове Норфолк, куда привозили молодых меланезийцев, чтобы готовить из них учителей для соплеменников. Здесь же он продолжил языковые изыскания Паттесона (не без влияния со стороны оксфордского филолога и исследователя религии германского происхождения Фридриха Макса Мюллера). Благодаря посредничеству Лоримера Файсона, методистского миссионера и антрополога, с которым он познакомился, пока местная общественность пребывала в шоке из-за смерти Паттесона, Кодрингтону удалось наладить контакты с британским социальным антропологом-эволюционистом Эдуардом Бернеттом Тайлором. С 1880 года он стал отправлять материалы в «Журнал Антропологического института».

Вернувшись на время в Англию в 1883 году для того, чтобы закончить перевод Библии на язык мота (меланезийский lingua franca), Кондрингтон остался на два года в одном из колледжей Оксфорда, где посещал лекции Тайлора. В это же время он издал одну из своих двух главных работ — «Меланезийские языки» (The Melanesian Languages, 1885), которая еще долго оставалась главным учебником в этой сфере. Вторая, обобщающая, работа — «Меланезийцы» (The Melanesians, 1891) была издана по окончании второй миссионерской поездки. Уже после этого Кодрингтон недолго служил приходским священником. Оставшуюся часть своей долгой жизни он оставался пребендарием собора в Чичестере.

Как исследователь религии Кодрингтон прежде всего известен в связи с концепцией мана, которую он считал основой всех религиозных верований меланезийцев. Несмотря на сотрудничество с Тайлором, он был ближе к филологически ориентированной додарвиновской «этнологической» традиции, с которой также был связан Мюллер. Вопросы эволюции интересовали Кодрингтона много меньше, чем его друга Файсона. Он с подозрением относился к социолого-религиоведческой концепции тотемизма; открыто не отрицая тайлоровской теории анимизма, имплицитно он подвергал ее сомнению. С осторожностью относясь к принятым в то время антропологическим концепциям, Кодрингтон считал, что этнография должна заниматься тем, что «аборигены сами говорят о себе». Именно поэтому (а также в попытке найти универсальное основание для христианской миссии) он уделял особое внимание концепции мана, то есть «уверенности в существовании некой сверхъестественной силы, связанной с царством невидимого». Эту силу, в существовании которой меланезийцы уверяются скорее эмоционально, чем рационально, они могут обращать к собственной пользе. Это определение, впервые предложенное в одном из писем Кондрингтона Мюллеру, последний использовал для критики интеллектуалистской теории Тайлора в цикле лекций, позднее изданных как «Происхождение религии» (The Origin of Religion, 1878). Концепцию мана позднее использовал Роберт Рейналф Маретт для обоснования понятия преанимистической религии; она же сыграла важную роль в критике социального эволюционизма в британской антропологии после 1900 года. Пересмотр эволюционистского рационализма с учетом этой концепции мы видим в фундаментальных работах «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Эмиля Дюркгейма и «Тотем и табу» (1912) Зигмунда Фрейда.

БИБЛИОГРАФИЯ

У Кондрингтона так и не нашлось собственного биографа. Биографический материал следует искать в некрологах и в надежных биографических источниках, например, в статье Эрнеста Биглхола (Ernest Beaglehole) в International Encyclopedia of the Social Sciences (New York, 1968). Большая часть переписки Кондрингтона и соответствующие печатные материалы хранятся в Rhodes House, Oxford. Перечень его работ см. в некрологе Sidney Ray, in Man 97 (1922): 169–171. Кодрингтону также посвящена моя статья George W. Stocking, Jr. “Robert Henry Codrington: Melanesian Man and Evolutionary Categories,” in After Tylor: British Social Anthropology, 1888–1951 (Madison, Wis., 1995).

George W. Stocking, Jr.: Codrington, R.H. Encyclopedia of Religion, vol. 3, pp. 1847-1848 (1987 and 2005). Перевод с английского И.С. Анофриев.