Хеллоуин, или канун Дня всех святых (All Hallows Eve) — праздник, отмечаемый 31 октября, вечер накануне христианского Праздника всех святых (Дня всех святых). Хеллоуин — название кануна Сауня (Samhain произносится Саун или Саунь в зависимости от диалекта гэльского языка — прим. глав. редактора), праздненства, знаменовавшего начало зимы и наступление первого дня Нового года в культуре древних кельтов Британских островов. Время празднования Сауня — это сам праздничный день и его канун (31 октября и 1 ноября). Это событие было главной узловой точкой в социальном и религиозном измерении кельтского календаря; канун Сауня — опасный, удивительный и загадочный обряд перехода в новый год — задавал тон всего праздника.
В религиозных верованиях кельтов особое внимание уделялось пастушеским божествам, а кельтские праздники отмечали смену сезонов года. Beltane (произносится примерно как «Белтана» — прим. глав. ред.), начало лета, праздновался в конце апреля — начале мая. Саун(ь) напоминал о начале зимы и вместе с Белтаном делил год на сезон холода и сезон тепла. Саун обозначал окончание приготовлений к зиме, когда стада и отары отводили в укрытие, а собранный урожай убирали в закрома.
Канун праздника приносил с собой урожай и иного рода. Существовало поверье, что к этому дню самые разные сверхъестественные силы собираются в таком количестве, как ни в какое иное время. Саун и его канун считались событием, когда разрывалась граница между человеческим и сверхъестественным мирами. Существа иного мира (например, духи мертвых) обретали способность навещать обитателей мира сего, а люди имели возможность пробраться во владения богов и иных сверхъестественных созданий. Огненные подношения и жертвоприношения животных, урожая и, возможно, людей совершались для того, чтобы умиротворить сверхъестественные силы, управляющие плодородием земли. Саун — это не праздник в честь какого-нибудь особенного кельтского божества, во время его проведения внимание уделяется целому ряду нечеловеческих сил, наполняющих землю в эти дни. В канун и в сам Саун порядок повседневных занятий нарушался, поэтому считалось, что это время особенно благоприятно для того, чтобы узнать, что готовит людям будущее. Люди использовали разные способы гаданий, чтобы предсказать свою судьбу — добрую или злую — предвидеть важные события вроде свадьбы, болезни или смерти.
Саун сохранил свою популярность у кельтов после христианизации Британии. Британская церковь пыталась отвратить людей от языческих обычаев, поставив в календаре христианский праздник на время проведения Сауня. В христианский День всех святых поминаются все известные и неизвестные святые точно так же, как и в Саун все кельтские божества получали свою долю почитания. Канун кельтского праздника также христианизировали — он стал вигилией всех святых (Vigil of All Saints) или кануном Дня всех святых (Allhallows Eve) и предполагал проведение особых служб и в Римской и в англиканских церквях. Вероятно, что соблюдение Дня всех святых в средневековой Британии повлекло за собой распространение этого праздника по всему христианскому миру.
Связанные с Сауном обычаи сохранились отдельно от христианского праздника. Со временем для большинства людей канун Дня всех святых (eve of Allhallows — Halloween) утратил большую часть своей кельтской религиозной специфики и стал светским обычаем, хотя многие традиционные кельтские представления продолжают связываться с вечером 31 октября. Гадания продолжают оставаться популярным обычаем. Взрослые в фантастических личинах и масках, изображая сверхъестественных существ, ходят по домам, хозяева которых предлагают им подношения в виде еды и напитков. Сохранился и страх перед ночными тварями (например, летучими мышами и совами), поскольку они, согласно поверьям, могли общаться с духами мертвых.
Хеллоуин праздновали только в кельтских областях современной Великобритании: Ирландии, Шотландии, Уэльсе и сельской местности северной Англии. В остальных районах англии множество связанных с Хеллоуином обычаев вошли в мемориальный праздник, возникший в XVII веке — День Гая Фокса (5 ноября). Английские колонисты-протестанты не привезли традиций Хеллоуина с собой в Новой Свет. Разрозненные элементы этого праздника ввели в повседневный обиход ирландские и шотландские иммигранты, но это случилось только в годы, последовавшие за массовым переселением из Ирландии в США во время Картофельного голода (1845-1846). Именно в это время Хеллоуин становится национальным праздником.
Современный Хеллоуин сводится к озорству и костюмированному маскараду, персонажами которого чаще всего становятся потусторонние существа. Народные обычаи, которые теперь считаются играми (например, ловля яблок), уходят корнями к гадательным обрядам, которые проводились по случаю Хеллоуина в давние времена. В поддержании атмосферы таинственности вечера 31 октября ключевую роль играют сверхъестественные персонажи (привидение, ведьма, вампир, дьявол), даже если изначально они не ассоциировались с праздником. Дети особенно восприимчивы к визуальной составляющей Хеллоуина, на что указывает их восхищение демоничностью “Джека-фонаря” — светильника, вырезанного из тыквы и подсвеченного изнутри. В последнее время дети следуют обычаю переодеваться в тематические костюмы и ходить по домам, чтобы собрать угощение (или деньги) или же подшутить над хозяином, если тот ничем не поделилися. Кроме того, сегодня как никогда Хеллоуин интересен как время, когда даже взрослые могут пересечь установленные культурой границы и забыть о своем “я”, отдаваясь непринужденной фривольности праздничного вечера. Таким образом, основная, собственно кельтская идея праздника как ежегодно совершаемого побега из повседневной рутины сохранилась до наших дней.
БИБЛИОГРАФИЯ
Всестороннее научное исследование Хеллоуина все еще ждет своего автора. Книга Ralph Linton and Adelin Linton, Halloween through Twenty Centuries (New York, 1950) представляет собой достойное, хоть и устаревшее введение в проблему. Ввиду отсутствия в ней ссылочного аппарата, эту книгу следует читать параллельно с другими работами, дабы убедиться в ее аккуратности. Превосходное исследование кельтских верований и, в частности, праздника Саунь см. в Marie-Louise Sjoestedt-Jonval, Dieux et huros des Celtes (Paris, 1940); книга переведена на английский язык Майлзом Диллоном (Myles Dillon) как Gods and Heroes of the Celts (London, 1949). Многообещающий этнографический подход к изучению Хеллоуина был применен в статье Helen Sewell Johnson, “November Eve Beliefs and Customs in Irish Life and Literature,” Journal of American Folklore 81 (1968): 133-142. Современный взгляд на обычаи Хеллоуина можно найти у фольклориста Джека Сантино в Jack Santino, “Halloween in America: Contemporary Customs and Performances,” Western Folklore 42 (1983): 1-20.
Leonard Norman Primiano. Halloween. Encyclopedia of Religion, vol. 6, pp. 3758-3759. Перевод с английского И.С. Анофриев.