В основу пособия заложены исторический и этнографический подходы – первая треть учебника простым и увлекательным языком рассказывает об истории народов России, их традиционных жилищах, предметах быта и украшениях. Вся информация сопровождается наглядным иллюстративным материалом, который наверняка останется в памяти учащихся. Можно сказать, что задачи курса, связанные с этнографией, данный учебник помогает выполнить лучше многих других.
Вторая часть учебника посвящена традиционным религиям народов России (в данном случае под ними понимается православное христианство, ислам, буддизм и иудаизм). В учебнике нет основ вероучений, на передний план вынесена именно культурологическая составляющая, реализованная в подходе «войдём в православный храм, буддийский, мечеть, синагогу». В дополнение к этому дана информация об основных, отмечаемых в России праздниках каждой из четырёх религий. Информация без углубления в вероучения, но и не слишком поверхностная. В плане соответствия светскому характеру курса ОРКСЭ, данное учебное пособие полностью ему соответствует.
Третья часть учебника посвящена нравственным правилам. Каждое нравственное правило иллюстрируется священными историями из традиционных религий в кратком, адаптированном изложении. Это вполне допустимо и читается очень неплохо.
На этом хвалебная часть рецензии заканчивается, потому что в издании есть недостатки, о которых нельзя не упомянуть. Так и в первой (ОРКСЭ), и во второй (ОПК) части учебника говорится, что Иисус говорил притчами, в которых его мысли становились более яркими и доступными для многих (стр. 71 первой части и стр. 67 второй). Понятно, что имеется в виду, но не стоит забывать, что над смыслами многих притч Иисуса богословы до сих пор ломают голову.
На стр. 79 говорится: «Предание гласит, что более 25 веков назад в стране Непал в семье царя Суддходаны родился сын Сиддхартха». Разумеется, сейчас Лумбини находится на территории государства Непал, но тогда всё было иначе. Именно поэтому так часто можно встретить информацию, что Будда родился в Северной Индии. Чтобы не создавать путаницу, лучше фразу переформулировать.
На стр. 134 помещена репродукция, выполненная в иллюстративном стиле Свидетелей Иеговы:
Найти что-либо об этом «произведении» в интернете не удаётся, в журналах и брошюрах Свидетелей Иеговы таких «произведений» можно встретить немало и даже более высокохудожественных. Е.А. Савельев известен лишь как один из художников-оформителей учебников издательства «Вентана-Граф».
В словарике терминов, расположенном в конце учебника, есть следующие странные определения:
Архангел – в христианстве ангел высшего чина. (стр. 153)
Вообще-то, ангел высшего чина называется серафим.
Коран – священная книга мусульман. Включает в себя заповеди и наставления Аллаха. Была записана со слов Пророка Мухаммада его ближайшими друзьями и последователями. (стр. 154)
Это неточность, потому что Коран был составлен уже после смерти Пророка из записей, сделанных с его слов.
Пророк – человек, который имеет дар предсказывать божественную волю. (стр. 155)
То есть Бог ещё не решил, а пророк уже предсказал? Очень странное определение.
Без всех этих моментов учебник был бы практически идеальным. Тем не менее, в сравнении с остальными учебниками, его всё равно следует рекомендовать к использованию.
Вторая часть учебника, посвящённая основам православной культуры, получилась, к сожалению, значительно хуже первой. Всегда нужно иметь в виду, что курс основ православной культуры предназначен не только для крещённых в Православие детей, слушателями курса могут быть учащиеся иного вероисповедания или без вероисповедания. В таком случае курс, основную часть которого занимают основы вероучения, превращается в индоктринацию и миссионерскую деятельность.
Учебник так же разделён на три больших части. Первую часть составляет история Православия в России и история его влияния на русскую культуру. Вторая, самая объёмная часть, излагает основы православного вероучения. Понятно, что совсем без основ вероучения сделать учебник по ОПК трудно, но, по крайней мере, они должны составлять самую малую часть учебника, а не самую большую (хотя в некоторых учебниках вообще ничего нет, кроме этого). Третья часть посвящена традициям православного христианства.
В сравнении с другими учебниками по ОПК здесь есть ряд достоинств. С одной стороны, изложение достаточно вольное, с другой стороны оно более увлекательное и не так сильно погружает учащегося в религиозность. Теоретический материал грамотно сменяется художественными рассказами. Иллюстративный материал не скудный – помимо икон и библейских сюжетов, много иллюстраций исторического и культурологического содержания.
На стр. 6 говорится: «Слово религия имеет разные значения. Одно из них – связь. Религия – это связь между человеком и Богом». Это пример слишком вольной интерпретации. По одной из теорий, слово «религия» происходит от латинского глагола со значением «связывать, соединять» — вот так написать можно. А связь между человеком и божественным – это более узкое явление, чем религия, и называется оно мистицизм.
В данном в конце учебника словарике есть два странных определения:
Патриарх – в православии управляющий самостоятельной (автокефальной) Церкви. (стр. 139) Такое объяснение сложно назвать понятным.
Язычник – человек, поклоняющийся многим богам. (стр. 140) Это фактическая ошибка. Не всякое язычество связано с таким явлением как теизм и, в частности, политеизм.
Но вообще, резюмируя, можно сказать, что если многие учебники по ОПК просто нельзя допускать к использованию в светских учебных заведениях, то этот учебник всё таки можно.
А.И. Тюрин