Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоиерей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 160 с.: ил. – (Начальная инновационная школа).
Учебник коллектива авторов имеет гриф Минобрнауки РФ, также в нём написано, что он соответствует федеральному образовательному стандарту и предназначен для общеобразовательных организаций: школ, гимназий и лицеев. В аннотации сообщается, что учебник даёт учащимся общие представления об исторических и культурных традициях Русской Православной Церкви: основах православного христианского вероисповедания, нравственных ценностях, святынях, обрядах православной художественной культуре.
На стр. 7 справедливо отмечается, что традиции, обычаи, религиозное искусство, нормы поведения, принятые в той или иной религии и образующие уклад, образ жизни верующего человека, составляют религиозную культуру. Зачем тогда давать в учебнике основы вероисповедания? Напомним, что в соответствии с федеральным законом №374 от 06.07.2016 миссионерской деятельностью признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения.
Можно возразить, что цель в данном случае – ознакомление, а не вовлечение, однако содержание учебника говорит об обратном. Например, глава 19 называется «Церковь – корабль спасения». Масса данных в учебнике определений носят не культурологический, не религиоведческий, а именно богословский характер. Например: Благодать – это сила Божия, которая помогает человеку противостоять злу, укрепляет его в добре (стр. 99); Таинства Церкви – это священнодействия, в которых человеку становится доступным единение с Богом и через это – Божественная помощь (стр. 104). Не говоря уже о том, что несколько глав представляют собой адаптированный пересказ библейских сюжетов.
Несмотря на то, что большинство глав (тем) имеют названия вроде «Возлюби Господа Бога твоего», «Как стать счастливым» и «Дорога к храму», их непосредственно религиозное содержание часто предваряется неплохим культурологическим или просто нейтральным введением – это можно отнести к достоинствам учебника, как и то, что он написан адаптированным, понятным для четвероклассников языком. В учебнике обнаружены незначительные логические ошибки – так на стр. 131 определения воздержания и невоздержания содержат однокоренные слова с определяемыми понятиями.
Что касается рабочей тетради, она имеет такую же структуру глав, как и учебник. Задания в каждой из глав соответствуют материалам учебника. Есть и задания на знание материала, и творческие задания. Качество заданий очень неплохое. Короткая версия первой заповеди «Я Господь Бог твой, и других богов нет», данная на стр. 32, представляется далёкой от изначального содержания и смысла. Задание 2 на стр. 101 просит учащихся выписать из учебника определение понятия «трудолюбие». Явного определения в соответствующей главе учебника не обнаружено, если оно подразумевается под фразой «Ответственное, честное отношение к труду — это долг любого христианина…», то такое определение представляется не совсем верным.
Не смотря на наличие грифов, учебник и рабочая тетрадь указанного авторского коллектива содержит явные миссионерские и не относящиеся к культуре элементы. Всё это не позволяет дать рекомендацию для использования данного учебника и рабочей тетради в курсе ОПК в рамках дисциплины ОРКСЭ.
А.И. Тюрин