Бородина А.В. Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций / А.В. Бородина. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 192 с.: ил. – (Начальная инновационная школа).
Известно, что учебник Бородиной Аллы Валентиновны ранее вызывал либо крайне позитивные, либо крайне негативные отзывы. В церковных и близких к церковным кругах отзывы были восторженными, в светских доходило даже до обвинений в разжигании межрелигиозной и национальной розни. Данная рецензия не будет затрагивать этих тем, благо никаких основ для подобных обвинений в рецензируемом 3-м издании обнаружено не было.
В аннотации говорится, что учебник полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы. Также говорится, что в основу учебника вошёл материал, который познакомит учеников с духовными традициями нашей Родины, поможет понять основные ценности Православия. Здесь следует обратить внимание на разницу между такими вещами как «знать ценности конкретной религии» и «понимать ценности конкретной религии». Первое может любой человек, второе – только индоктринированный.
Отметим, что курс «Основы православной культуры» рассчитан не только на верующих и к нему допускаются не только воцерковленные дети, а значит миссионерство в рамках курса, как минимум, нежелательно. Есть ли оно в этом учебнике? Достаточно сравнить основную массу глав и проверочные вопросы к ним с ещё несколько лет назад активно распространяемой внушительной толщины брошюрой «Приближайся к Иегове» (а вернее — «Познание, ведущее к вечной жизни»), и все сомнения отпадут. По понятным причинам, это невозможно сделать для публикации, но сходство, по мнению рецензента, весьма серьёзное.
Глава «Особенности Восточного христианства» (стр. 28) сообщает: «Решения Вселенских Соборов стали важнейшей частью Священного Предания. Римская Церковь эти решения нарушала. Римская церковь проводила свои соборы и внесла изменения в Символ Веры. Это главные причины её отделения от древней христианской Церкви». Межконфессиональные споры оставим в стороне, вопрос к автору один: зачем детей погружать в эту сложнейшую тему, да и ещё и бросаясь какими бы то ни было обвинениями?
Чуть далее написано: «Православная (Восточная, Византийская, Греческая) Церковь продолжает следовать первоначальной, раннехристианской традиции» – о древневосточных церквях и их отделении не сказано ни слова! Вроде бы эта тема не так сложна, как раскол 1054 г., впрочем критиковать монофизитство (а без критики инославия автор учебника не может) в учебнике для 4 класса – действительно, задача не из простых.
Глава «Культура и религия» затрагивает вопрос этимологии слова «культура». Цитата: «Слово cultura пришло к нам из латинского языка. Буквально оно переводится как возделывание земли, воспитание, образование, развитие. Вот как много значений оно имело изначально. А ещё очень интересно, что это слово непосредственно связано со словом cultus, что значит почитание Бога, культ» — нет такого значения у слова cultus, особенно с Богом с большой буквы. Такое значение, заметим, дано в абзаце о первоначальном значении слова «культура» и его буквальном переводе. Значит у детей останется в голове, что культ в изначальном значении – это почитание Бога.
Последующие главы предлагают учащимся освоить символ веры, десять заповедей, учение о Троице и Царстве Небесном. Это основы вероучения, а никакая не православная культура. Знакомство с основами вероучения называется катехизацией. Обучать детей православной культуре – это, например, объяснить разницу между портретом и иконой (что икона – небесный облик, а портрет – земной), или рассказать, почему священники носят чёрные облачения. Но этого ничего нет в учебнике, зато про иконы объясняют, что такое паволока и левкас (стр. 151).
Безусловно, у учебника есть и хорошие стороны. Он весьма подробно знакомит с устройством православного храма, даёт обзор самых знаменитых монастырей и известных чудотворных икон. Это хороший учебник для церковных воскресных школ и религиозного образования. Для светского образования и курса Основ православной культуры в рамках дисциплины ОРКСЭ он абсолютно не пригоден! Его признание соответствующим федеральному стандарту вызывает огромное количество вопросов к тем, кто дал такое заключение.
То же самое касается рабочей тетради к учебнику. Она изобилует кроссвордами и иными заданиями на знание Библии. Задание 6 на стр. 21 требует написать состав Троицы и двух природ Христа. Чуть ранее, задание 4 на стр. 15 просит учащихся написать сочинение на тему «Что даёт человеку и обществу религия». Такое задание требует либо изложить собственное мировоззрение, что для учащегося 4 класса слишком сложно, либо воспроизвести навязываемые утверждения, что не соответствует общему светскому характеру курсов ОРКСЭ.
А.И. Тюрин