Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [А. Л. Беглов, Е. В. Саплина, Е. С. Токарева и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 111 с.: ил. – ISBN 978-5-09-055109-0.
Данное учебное пособие по весьма непростому курсу основ мировых религиозных культур содержит не только основную информацию о традиционных для России религиях, но и раскрывает такие темы как первобытные верования, религии древних цивилизаций, вклад представителей различных вероисповеданий в историю России. Задача изложить подобную информацию простым, доступным для учащихся 4 класса языком авторами выполнена достаточно хорошо. Тем не менее, нельзя не отметить ряд упущений и неточностей, а также непонятных моментов, присутствующих в данном пособии.
Так, осталось не вполне понятным, почему при объяснении происхождения слова “религия” авторы дают только значения по Лактанцию, а по Цицерону, например, не дают. Далее непонятно, почему молитва названа обрядом, причём главным (стр. 7), а христианские таинства, при этом, названы не обрядом, а священнодействием (стр. 73).
Понятие нравственности, а точнее – нравственных ценностей (стр. 10) вводится без всякого объяснения. Проговаривается лишь то, что к ним относится. То есть учащимся предлагается запомнить новый термин просто как объединяющий то, что в него входит. Такой подход нежелателен.
Говоря о многобожии, авторы приводят в пример Древний Египет, упоминая Ра как “главного бога” и Тота, как изобретателя письменности, который, по словам авторов, “особо почитался” (стр. 14). Во-первых, ни один, ни второй не входят в Великую гелиопольскую эннеаду. Во-вторых, если и можно говорить о главном египетском боге, то им может быть разве что многоликий Солнечный бог, который и Атум, и Хепри, и Амун и ещё много кто, включая Ра. Объяснять многобожие на примере Греции было бы, наверное, лучше, потому что это более классический пример политеизма.
Размер некоторых опубликованных изображений слишком мал для того, чтобы учащиеся смогли разглядеть, из чего состоит убранство буддийского храма (стр. 22) или как выглядят надписи на иврите на свитке Торы (стр. 24). Хотя в большинстве случаев изображения подобраны очень хорошо, что является неоспоримым достоинством данного учебного пособия.
В рассказе о грехопадении (стр. 32), к большому сожалению, не упоминается та его особенность, что Адам и Ева возжелали стать наравне с Богом, а не просто нарушили запрет. Даже многие взрослые люди, не зная этой особенности, считают наказание Адама и Евы за нарушение странного запрета слишком суровым. Поскольку курс ОМРК для многих учащихся вполне может оказаться единственным источником знаний о религии, такие особенности не стоит опускать.
Далее спорный характер носит однозначное приравнивание буддийских мантр к молитвам (стр. 39), учитывая то, что тексты, называющиеся молитвами, в буддизме тоже есть. Данное там же изображение молитвы в буддийском храме более напоминает фото из буддийского образовательного учреждения, нежели фото ежедневного хурала в храме.
Остальные выявленные неточности имеют ещё более мелкий характер и касаются, в основном, сбоев при расстановке ударений в написанном курсивом тексте. Единственное, что нужно отметить – это неверно поставленное ударение в имени пророка Мухаммада, ударный слог должен быть “ха”.
В то же время нужно сказать несколько слов и о достоинствах учебного пособия – следует отметить всесторонний подход авторского коллектива к раскрытию именно культурных сторон описанных религий, с которыми может столкнуться всякий человек, независимо от степени его вовлечённости в них – это и празднества, и паломничества, и особености религиозных сооружений. Всё это дано в выраженной атмосфере терпимости и благожелательности религий ко всем людям, независимо от их вероисповедания и убеждений. В целом пособие заслуживает хорошей оценки и его можно выделить в общем ряду пособий по учебному курсу.
А.И. Тюрин