Мацыяка Е. В. Рабочая тетрадь к учебному пособию по ОМРК. Под ред. Г. А. Обернихиной. 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. ISBN 978-5-09-053602-8
Рабочая тетрадь к учебному пособию по ОСНОВАМ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР предлагает комплекс как сугубо теоретических, так и творческих заданий к каждому из уроков основного учебника. Теоретические задания касаются конкретных знаний, которые можно почерпнуть из текста учебника, иногда они даже предлагают поработать с конкретными его страницами. Творческие задания предлагают написать небольшое сочинение на заданную тему, либо же нарисовать что-то, в ряде случаев учащимся предлагается придумать вопросы по изучаемой теме. Дополняющие учебник теоретические материалы рабочая тетрадь предлагает редко, тем не менее они так же заслуживают определённого внимания.
Так, урок №4 с темой «Возникновение религий» начинается с адаптированного изложения текста древнегреческого мифа об Олимпе. Возникновение религий начинается с Древней Греции. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы рабочая тетрадь была издана в XIX столетии, но в XXI веке такое наблюдать очень странно. Ведь есть в учебнике материалы, неужели нельзя было составить хотя бы одно задание по первобытным верованиям? Но даже говоря о Древней Греции нужно иметь в виду, что эта тема широко представлена в массовой популярной культуре, с которой многие учащиеся наверняка столкнулись. Такой изобилующий именами богов текст будет либо трудно запоминаем, либо будет нанизываться на представления, почерпнутые из массовой культуры – Крон будет перепутан с Кромом (известном из историй о Конане-варваре) и так далее. Без рисунков-схем разобраться в древнегреческом пантеоне учащимся будет трудно.
В учебнике урок, посвящённый базовой информации о мировых религиях, содержит также небольшую вставку про индуизм. Возможно именно поэтому в формулировке темы урока №5 авторы указали не «мировые религии», а «религии мира». Но в рабочей тетради все задания к уроку касаются лишь мировых религий, а название темы звучит одинаково. Тем не менее, мировые религии и религии мира – не одно и то же, поэтому возникает досадная путаница.
Далее в заданиях к уроку №7 под священным писанием иудеев фигурирует Танах (с. 23), а в учебнике – только Тора. Она, конечно, входит в Танах, но учащиеся 4 класса об этом не знают. Здесь у рабочей тетради идёт рассогласование с текстом учебника, и это следует исправить в будущих переизданиях.
Задание 2 к уроку №25 (с. 67) гласит: «Запиши золотое правило нравственности». В учебнике такая формулировка вообще не встречается, зато подразумевающееся под этим можно найти в тексте задания 1 к уроку №30 (с. 86). Единственная проблема в порядке расположения этих уроков. Смысл такого авторского «хода» остаётся совершенно неясным.
Поскольку, опять же, это рабочая тетрадь, а не учебник, и содержит она, в основном, задания, каких-то явных фактических ошибок в ней нет. И это, несмотря ни на что, следует выделить в качестве достоинств данного издания. Задания рабочей тетради призваны способствовать закреплению материалов, представленных на страницах учебника, и с этой задачей данная рабочая тетрадь должна успешно справиться. В целом она заслуживает хорошей оценки и рекомендации к использованию в качестве дополнения к учебнику.
Тюрин А.И.