Курт Рудольф. ЮЛИУС ВЕЛЛЬГАУЗЕН

Юлиус Велльгаузен (1844-1918) — немецкий востоковед, чьи заслуги в исследовании истории древнего Израиля и раннего ислама невозможно переоценить. Его академическая карьера началась с должности профессора Ветхого Завета в Грайсфальдском университете (1872-1882), после чего он работал преподавателем семитских языков в университетах Галле (1882-1885), Марбурга (1885-1892) и Гёттингена (1892-1913). Здесь же, в Гёттингенском университете, и начиналась научная жизнь Велльгаузена, когда он обучался у Генриха Эвальда (1803-1875). Творчество Велльгаузена стало вершиной литературно-критического метода протестантской исторической теологии; он полагал, что критический анализ литературной традиции в смысле выявления ее мотивов и источников (не важно, идет ли речь о Ветхом и Новом Завете или о раннем исламе) является основой любого исторического исследования. Велльгаузен критически относился к Школе истории религий (например, к работам Германа Гункеля), которая в его время находилась на начальном этапе своего развития.

 Велльгаузен начинает свой путь с исследования Ветхого Завета. Его работы “Состав Шестикнижия” (“Die Composition des Hexateuchs” in Jahrbucher fur deutsche Theologie, 1876-1887; издана отдельной книгой в 1885) и “История Израиля” (Geschichte Israels, vol. 1, 1878; второе издание вышло под заглавием “Введение в историю Израиля” (Prolegomena zur Geschichte Israels, 1883))[1] завершают прорыв в критике Пятикнижия, начатый Эдуардом Ройссом, Карлом Генрихом Графом, Абрахамом Кюэненом и Вильгельмом Ватке. Исследовательский прогресс позволил Велльгаузену заложить основы современной перспективы древнеизраильской истории, что он продемонстрировал в своей книге “Израильская и иудейская история” (Israelitische und judische Geschichte, 1894)[2]. Велльгаузен первым воспользовался гипотезой, согласно которой “закон” (тора), занимающий, как известно, главное положение в Пятикнижии, вовсе не является древнейшей его частью, а даже наоборот — последней по времени написания (после Вавилонского плена). Он также признавал, что другие источники Пятикнижия (Яхвист, Элохист, Девтерономический источник) значительно старше Жреческого кодекса. С точки зрения Велльгаузена, иудаизм представляет собой новую стадию в истории Израиля и его следует рассматривать отдельно от остальной древнеизраильской истории. Таким образом, Велльгаузен доводит концепцию исторического развития до ее логического конца.

Чтобы лучше понять древний Израиль допленного периода, Велльгаузен перенаправляет усилия для углубленного исследования древнеарабской истории и истории раннего ислама. Задействуя и здесь метод критического анализа источников, он заложил основы изучения доисламской религиозной истории (“Остатки арабского язычества” (Reste arabischen Heidentums, 1887)), жизни Мухаммада (“Мухаммад в Медине” (Muhammad in Medina, 1882), “Доисламская Медина”(Medina vor dem Islam, 1889)) и истории раннего ислама (“Введение в историю раннего ислама” (Prolegomena zur altesten Geschichte des Islams, 1889), “Оппозиционные религиозно-политические группы в раннем исламе” (Die religios-politischen Oppositionsparteien im alten Islam, 1901)). Влияние этих работ до сих пор ощущается сегодня. Его последняя значимая работа — “Арабская империя и ее упадок” (Das arabische Reich und sein Sturz, 1902) — завершают эту линию исследований.

Вслед затем Велльгаузен посвящает себя исследованиям Нового Завета. Его комментарии и переводы Евангелий и историй об апостолах принесли ему меньше славы, чем ранние работы, но они все же остаются в ряду незаменимых историко-критических исследований. Работы Велльгаузена по правуу называют выдающимися — не только за мастерское обращение с историческими источниками, но также благодаря блестящему и выразительному стилю изложения, который отчасти теряется в переводах.

БИБЛИОГРАФИЯ

Полный перечень изданных работ Велльгаузена можно найти в Beihefte zur Zeitschrift fur die Alttestamentliche Wissenschaft 27 (1914): 351-368. В этом перечне упущена статья “Uber den bisherigen Gang und gegenwartigen Stand der Keilentzifferung,” Rheinisches Museum fur Philologie 31 (1876): 153-175. Несколько значимых статей Велльгаузена издано в Skizzen und Vorarbeiten, 6 vols. (Berlin, 1884-1899).

Работы о Велльгаузене и его наследии: Friedemann Boschwitz, Julius Wellhausen: Motive und Mass-Stabe seiner Geschichtsschreibung (1938; reprint Darmstadt, 1968); Horst Hoffmann, Julius Wellhausen: Die Frage des absoluten Massstabes seiner Geschichtsschreibung (Marburg, 1967); статья William A. Irwin, “The significance of Julius Wellhausen,” Journal  of Bible and Religion 12 (1944); 160-173; специальный выпуск журнала Semeia с заголовком “Julius Wellhausen and his Prolegomena to the History of Israel,” edited by Douglas A. Knight, Semeia 25 (1983); и моя книга Kurt Rudolph, Wellhausen als Arabist (Berlin, 1983).

Новые источники

Lothar Perlitt, Vatke and Wellhausen. Geschichtsphilosophische Voraussetzungenn und historiographische Motive fur die Darstellung der Religion und Geschichte Israels durch Wilhelm Vatke und Julius Wellhausen (Berlin, 1965); Helmut Weidmann, Die Patriarchen und ihre Religion im Licht der Forschung seit Julius Wellhausen (Gottingen, 1968) и Kurt Rudolph, Wellhausen als Arabist (Berlin, Germany, 1983).

В книге Ernest Nicholson, The Pentateuch in the Twentieth Century: The Legacy of Julius Wellhausen (Oxford, 1998) обосновано, почему работы Велльгаузена до сих составляют прочнейшую основу для понимания Пятикнижия. См. также Hans Georg Kippenberg, Die Entdeckung der Religionsgeschichte (Munich, 1997), pp. 100-103 (здесь особо подчеркиваются революционные выводы из библейской критики Велльгаузена).

            Betz, Hans Dieter. “Wellhausen’s dictum Jesus was not a Christian, but a Jew in light of present scholarship.” STh 45 (1991): 83-110.

            Smend, Rudolph. “Der Alttestamentler Julius Wellhausen und Wilamowitz.” In Wilamowitz in Greifswald. Akten der Tagung zum 150. Geburtstag Ulrich von Wilamowitz-Moellendorffs in Greifswald, 19-22. Dezember 1998, edited by William M. Calder et al., pp. 197-215. Hildesheim, 2000.

Kurt Rudolph. Wellhausen, Julius. Encyclopedia of Religion, vol. 14, pp. 9714-9715. Translated from the German by Matthew J. O’Connell. Revise Bibliography. Перевод с английского и примечания И.С. Анофриев.


[1] Переводы предисловия к этой книге см.: Ю. Велльгаузен. Введение в историю Израиля// Происхождение Библии. М.: «Наука», 1964, сс.394-407 (печатается по переводу Н.М. Никольского в издании Ю. Велльгаузен. Введение в историю Израиля. СПб., 1909. Перевод сверен с оригиналом Г.И. Трегубовым); Велльгаузен Ю. Пролегомены к истории Израиля//Классики мирового религиоведения. М.: Издательство «Канон+», 1996, сс.287-302 (перевод Е.В. Рязановой). 

[2] Перевод второй главы этой книги см.: Ю. Велльгаузен. История Израиля и Иудеи (II гл.)// Происхождение Библии. М.: «Наука», 1964, сс.408-432 (перевод Г.И. Трегубова).