Статья посвящена проблемам социологического исследования религиозной ситуации в России. Автор читает, что сочетание количественных и качественных методов исследования способствует более глубокому осмыслению проблем взаимодействия религии и общества.
Сгибнева О.И. Религиозная ситуация: основные параметры исследования // Социология религии в обществе Позднего Модерна : материалы Четвертой Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. – Белгород : ИД «Белгород», 2014. – с. 89-93.
В современных условиях исследование религиозной ситуации осуществляется различными методами, среди которых социологические являются наиболее продуктивными. Нормы законодательства ограничивают возможности использования официальных статистических материалов. Из государственных источников мы можем получить лишь малый объем информации для статистической характеристики религиозной ситуации (количество зарегистрированных религиозных организаций, в том числе местных и централизованных, их распределение по вероисповеданиям, количество образовательных учреждений, издательств, культовых зданий, религиозных СМИ и т.д.). Сложность и многомерность, динамика современной религиозной ситуации, ее региональная специфика требуют привлечения для анализа значительно большего объема информации. Получить её мы можем, прежде всего, социологическими методами. Поэтому в современных условиях возрастает роль и значение социологии как науки о становлении и развитии социальных общностей, об их функционировании и взаимодействии. Социология религии дает теоретическую методологию и эмпирические методы познания современной религиозной ситуации в ее динамике и противоречиях. Результаты социологических исследований позволяют лучше понять современное общество, помогают прогнозировать и корректировать политику в сфере общественных и институциональных отношений.
Если во второй половине ХХ века социология религии в России опиралась, прежде всего, на количественные методы исследования, то в современных условиях свободы совести и свободы вероисповеданий, в условиях расширения поликонфессиональности российского общества все большее значение приобретает сочетание количественных и качественных методов социологического исследования. Это связано с развитием государственной политики в области отношений с религиозными организациями, развитием методов государственно-конфессиональных отношений, увеличением количества факторов, характеризующих религиозную ситуацию. И, соответственно, возрастает число параметров ее исследования.
В последние два десятилетия прошлого – начале нынешнего века, когда менялась государственная политика по отношению к религиозным организациям, когда свобода вероисповеданий утверждалась как новация, как преодоление мировоззренческой несвободы, количественные исследования динамики религиозной жизни были актуальны и востребованы для понимания трансформаций духовной жизни российского общества. Эти исследования и на федеральном, и на региональном уровнях позволили представить реальную картину как новой вероисповедной политики, так и основных тенденций в развитии духовных потребностей общества, динамику религиозности населения России.
В современных условиях конфессиональная структура относительно стабилизировалась, выявились устойчивые тенденции развития религиозной ситуации. Но возникли – как результат новой государственной политики по отношению к религиозным организациям – новые явления, которые требуют не только количественных, но и глубинных качественных исследований. Это связано и с изменениями позиций религиозных организаций в сфере культуры, и с инициативами конфессий в области образования и науки, и с динамикой межконфессиональных отношений, а также с субъективными сторонами взаимоотношений органов власти и управления в регионах. Подтверждением необходимости расширения количества параметров исследования религиозной ситуации является, в частности, принятие в конце 2010 г. Федерального закона № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»; введение в школах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и отношение к этому общества так же оказали воздействие на религиозную ситуацию; динамика новых религиозных движений оказала воздействие на межконфессиональные отношения и т.д. Последствия многих решений в религиозной сфере имеют очень сложный и противоречивый характер и требуют многомерных социологических исследований. Об этом свидетельствуют многие факты.
Законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», внесенный Правительством Российской Федерации, казалось бы, широко обсуждался среди светской и религиозной общественности, в министерствах и Государственной Думе. До его внесения в Государственную Думу в мае 2010 г. ВЦИОМ провел исследование в 140 населенных пунктах 42-х регионов России об отношении россиян к возвращению религиозным организациям культового движимого и недвижимого имущества, ранее изъятого из их собственности [1]. По его результатом выявлено, что 49% опрошенных положительно относятся к возвращению церковной собственности, 19% против этого. Средства массовой информации в период обсуждения проекта активно транслировали интервью религиозных деятелей о том, как конфессии (прежде всего Русская православная церковь) ведут активную работу по сохранению культурного наследия, хотя это никогда не входило в функции религиозных организаций. Количественные исследования и однонаправленные действия СМИ уводили в сторону от понимания сложности этой проблемы в нашей стране, мифологизировали общественное сознание, сопоставляя имущественные потребности религиозных организаций в период существования государственной религии и сегодня. Но дальше количественных исследований дело не пошло, так как они, по сути, подтвердили верность правительственной политики в этом вопросе. А политика эта опиралась в значительной мере на мнение религиозных организаций. Те критические замечания, которые были высказаны в Заключении Общественной палаты Российской Федерации по результатам общественной экспертизы законопроекта, в Экспертном заключении Российского института культурологии, Государственного института искусствознания, Российского комитета Международного Совета музеев, делегатами Российского культурологического конгресса, к сожалению, практически не были учтены при доработке законопроекта. И не случайно, видимо, первым, кому Президент России, на тот период Д.А.Медведев, сообщил о подписании Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», был Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Качественные исследования, которые были проведены в 2010 г. в ряде регионов, в том числе и Волгоградской области, дали результаты, которые позволяют усомниться в активной поддержке населением России передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения. В Волгограде интервьюируемыми были в основном люди с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием. Каждый второй выразил сомнения в целесообразности передачи большого количества имущественных объектов религиозным объединениям, в делении памятников культуры по конфессиональному признаку.
Возможности качественной социологии расширяют спектр социологических исследований религии, позволяют гуманизировать изучение проблемы, перейти от макроанализа к микроанализу новых явлений, к познанию социального мира человеком, к осмыслению как объективных, так и субъективных факторов. А анализ интерактивной информации, получаемой в ходе исследования, дает социологу дополнительный материал для понимания социальной реальности.
Как особый объект исследования и как одна из характеристик религиозной ситуации сегодня может рассматриваться и проблема изучения в школе нового предмета – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Сегодня дискуссии о целесообразности его введения уже не имеют практического значения, предмет стал обязательным, а вот практики его преподавания, мнение учителей и родителей важно для понимания результатов подобной новации Министерства образования и науки для общества. Результаты социологического исследования, проведенного Российской академией государственной службы (ныне – РАНХиГС), показали еще на уровне анализа эксперимента в 19 регионах, что большинство учащихся и их родителей из 6 модулей ОРКСЭ выбирают отнюдь не религиозные [2, c. 5]. Изучающие новый предмет распределились по модулям следующим образом:
Таблица 1
Основы светской этики | 42,1 % |
Основы мировых религиозных культур | 20,0 % |
Основы православной культуры | 30,6 % |
Основы исламской культуры | 5,2 % |
Основы буддийской культуры | 2,0 % |
Основы иудейской культуры | 0,1 % |
С сентября 2014 г. начался уже третий год изучения этого предмета во всех школах России и анализ первых результатов изучения курса ОРКСЭ уже вполне возможен для понимания того, достигает ли он той цели, которую ставили его создатели: получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий. Задачи глобальные, но насколько готовы учащиеся 4-х классов к их осмыслению? Наши попытки изучить в Волгограде первый опыт преподавания нового предмета наводит на серьезные размышления. Во-первых, отнюдь не все школы и муниципальные органы управления образованием готовы дать возможность независимым социологам провести исследование изучения ОРКСЭ. Примерно треть школ, включенных в выборку, познакомившись с программой исследования, не позволили проведение опроса, посчитав его вторжением во внутренние дела школы. Во-вторых, в тех школах, где удалось провести опросы, выявлены серьезные проблемы, связанные с подготовкой учителей к преподаванию нового курса, с наличием и качеством учебников, с техническим оснащением, со свободой выбора модулей. Причем при анкетном опросе учителей мы получили значительную долю вопросов, на которые респонденты не дали ответов. При проведении интервью учителя опасались говорить о проблемах, давая простые положительные ответы, уходя от конкретных данных. Видимо, административный нажим сыграл свою роль: ни по одному изучаемому в школе предмету на федеральном и региональном уровне не выпущено такое количество нормативных документов и инструкций, как по ОРКСЭ. Все это еще раз актуализирует необходимость проведения комплексных социологических исследований с использованием как количественных, так и качественных методик.
Особую значимость имеют качественные исследования при изучении новых явлений в собственно религиозной жизни России. Это касается и вопросов социального служения религиозных организаций, и их культурной деятельности, а также вопросов функционирования новых религиозных движений (НРД). В деятельности последних лишь за 20 с небольшим лет их работы произошли значительные изменения – от жесткой борьбы за существование до возможности социализации в современном обществе. С учетом того, что новые религиозные движения сегодня чрезвычайно многогранны, даже типологию их можно выстроить очень условно, количественные исследования могут дать очень ограниченный блок информации об НРД. Качественные же исследования увеличивают возможности исследователя в более глубоком понимании внутренних мотивов мировоззренческого выбора личности, ее ожиданий, восприятия человеком религиозных практик. Качественные методы позволяют осмыслить субъективные аспекты религиозной ситуации, индивидуальные элементы общего социального опыта, что в сочетании с количественными исследованиями дает более полное понимание современной религиозной ситуации – в городе, в регионе, округе, стране в целом.
Таким образом, исследование современной религиозной ситуации не может ограничиваться только изучением структуры конфессий и состоянием религиозности населения. Важно выявить основные направления (соответствующие современному российскому законодательству) взаимодействия религиозных организаций с обществом в самых разных областях, характер и способы этих взаимодействий, оценка их разными слоями общества. Для исследования религиозной ситуации количественных методов уже недостаточно, их дополнение качественными методами (qualitative research techniques) позволяет получить эмпирические данные, конкретизирующие анализ исследуемого объекта. В процессе концептуализации эмпирических данных, полученных качественными методами, могут быть выявлены новые характеристики объекта, конкретизирующие его содержание. Можно согласиться с В.А. Ядовым, что использование качественных методов может быть приоритетным, если в центре внимания исследователя находится изучение своеобразия конкретного объекта в единстве объективных и субъективных факторов [3, c. 392]. Для исследования современной религиозной ситуации в России это представляется актуальным.
ЛИТЕРАТУРА
- РИА Новости http://ria.ru/religion/20100701/251563203.html#ixzz3B8JE2uT0
- Социологические исследования хода пробации комплексного учебного курса в субъектах Российской федерации «Основы религиозных культур и светской этики» (курс ОРКСЭ). Материалы социологических исследований. – М.: РАГС, 2010. – С.5.
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М., 2003. – С.392.