Рязанова С.В., Зубарева Е.А. Сакральное пространство православной Перми: человек XXI века в храме

Культовая деятельность – важная часть функционирования религиозной системы. Неслучайно значительным числом исследователей она воспринимается как индикатор помещения индивида в сакральное пространство. Считая, что само по себе участие в совершении обрядов не является достаточным основанием для формулировки заключений об уровне религиозности индивида, укажем, что обрядовая активность является значимым показателем присутствия той или иной конфессии в культурной жизни региона. Прикамье выбрано нами для исследования православной жизни по той причине, что, начиная с XVI в., регион является местом активного функционирования православного сообщества, что в значительной мере воспроизводится и в настоящее время. Целью данной работы стало выявление места и роли всей совокупности православных церковных обрядов для современного верующего. В качестве отправной точки для анализа нами были привлечены статистические данные и разного рода материалы фонда Уполномоченного Совета по делам религий Пермской области Государственного архива Пермского края, и проведенный нашей исследовательской группой мониторинг православия в г. Перми в первой половине 2014 г., а основной акцент сделан на сопоставлении так называемого «советского» и «постсоветского» хронотопа православной жизни Прикамья.

Рязанова С.В., Зубарева Е.А. Сакральное пространство православной Перми: человек XXI века в храме // Социология религии в обществе Позднего Модерна : материалы Четвертой Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. – Белгород : ИД «Белгород», 2014. – с. 264-276

Бесспорным является тот факт, что долгое время Парма была православным краем. До революции 1917 г. на территории Пермской губернии, население которой составляло 3 810 719 человек, действовало 700 храмов и часовен, 25 монастырей, семинария, три духовных училища и миссионерские курсы [12, c. 136]. Церковь одновременно являлась и крупным землевладельцем: 52 379 и 3 845 десятин земли относились, соответственно, к церковным и монастырским землям. Согласно статистическим данным, 90,16% жителей считали себя православными [32, c. 32], впрочем, не следует забывать, что сюда относили и старообрядцев. Клировые ведомости, в которые заносили всех прихожан и священнослужителей, уделяют внимание лишь распределению жителей губернии на собственно православный и старообрядческий толки.

Положение резко изменилось, как и по всей стране, в эпоху интенсивной индустриализации и коллективизации, сопровождавшихся активным вытеснением православия как идеологии из менталитета трудящихся. Формально завершение процесса вытеснения религии из сознания граждан можно датировать серединой ХХ в. Существует справка городского Совета депутатов трудящихся от 24 января 1949 г. о том, что на территории г. Березники (второй по величине город области) культовых зданий не имеется [54, c. 20]. Аналогичные сведения имеются по г. Кунгуру (традиционно считавшемуся своеобразным центром православия в Прикамье) [54, c. 19], Красновишерскому [54, c. 22], Черновскому [54, c. 24] и Кудымкарскому [54, c. 29] районам. Сделаем оговорку, что в присылаемых Уполномоченному отчетах информация могла не всегда соответствовать действительности, имели место приписки, недостоверные данные; часть храмов после закрытия вскоре начинали функционировать вновь. Тем не менее, для верующих общая ситуация была плачевной.

 

Таблица 1

Кол-во храмов Службы
Ежедневно Периодически Праздники, выходные Не ведутся
1959 63
1960 53 10 11 32
1961 51
1962 46 8 14 20 4
1963 41
1964–1983 41 6 (7) 11 24

Источники: [4, c. 2; 5, c. 28; 6, c. 31; 7, c. 3; 8, c. 9; 9, c. 2; 10, c. 6; 11, c. 43; 12, c. 83; 13, c. 1; 14, c. 5; 15, c. 4; 16, c. 1; 17, c. 100; 18, c. 155; 19, c. 67; 20, c. 134; 21, c. 155; 22, c. 10; 23, c. 53; 24, c. 114; 25, c. 44; 26, c. 78; 27, c. 13]

 

Несмотря на это, проводилась политика дальнейшего сокращения числа религиозных сообществ – в течение 1962 г. было снято с регистрации восемь общин (села Кольцово, Симонята, Григорьевское, Пыскор, Чернухи, Поселье, Шубино, Спас-Барда), две общины слиты в одну (поселки Ленва и Орел) [5, c. 15], и это затухание фиксируется в отчетах как тенденция [9, c. 1]. В 1964 г. Уполномоченный в отчете отмечает, что уже в двенадцати городах и четырех районах области нет действующих храмов [8, c. 9]. Стоит отметить, что время от времени верующие пытались вернуть себе храм (известны примеры подобных обращений как в областном центре [37, c. 31–39], так и в районах области [48, c. 3]; в г. Березники это заняло промежуток времени с 1962 по 1989 г. [1] ), либо хотя бы сохранить его в целости (в тех же Березниках в 1962 г. церковь была закрыта, но в ней сохранились иконостас и некоторые иконы; пока все было замуровано, бывшие прихожане мирились с этим, но как только была сделана попытка разрушить здание, начали писать жалобы и просить о реституции) [46, c. 1].

Несмотря на это в конце 1960-х гг. осуществляется хоть и незначительный, но устойчивый рост объема обрядовой деятельности не только в Перми, но и в райцентрах области. В Отчете Уполномоченного Совета по Пермской области указывается, что за 1963 г. во время разного рода обрядов в храмах по области присутствовало 65 000 человек [7, c. 8]. Приведем несколько примеров. Г. Кизел [39, c. 4] – типичный населенный пункт, организационно основанный на горнодобывающей промышленности, сравнительно небольшой по размеру, по социальному составу в значительной мере связанный с представителями рабочей среды («н/д» – недостаточно данных).

 

Таблица 2

1967 г. % 1968 г. % 1969 г. %
Крещено 753 47,8% 672 45,4% 645 45,6%
Венчалось (пары) н/д н/д н/д н/д 6 0,8%
Отпето всего 960 155,6% 969 145,5% 1065 142,6%
В т. ч. очно 64 10,3% 60 9% 54 7,2%

 

Начиная с 1967 г. отчеты фиксируют, как видно, увеличение количества крещений (до 9% в среднем) во всех районах области, за исключением тех, где компактно проживает мусульманское население [11, c. 65].

В 1969 г. Уполномоченный Совета по делам религий по Пермской области в отчете отмечает, что доходы РПЦ в другом районе – Чусовском [43, c. 18] – также уверенно растут (с 1968 г. – на 4 088 р.), как минимум на 2000 р. ежегодно [44, c. 123], равно как и обрядность, у которой не наблюдается никаких тенденций к снижению: отпето было на 82 человека больше (129 и 211 человек соответственно), крещено 18% родившихся (260 детей из 1431). Впрочем, стоит принимать во внимание тот факт, что крещению могли подвергаться не только новорожденные, а идет ли речь лишь о них – данные отчета не уточняют. Аналогичные сведения содержатся и в отчете Лысьвенского горисполкома: доходы РПЦ растут на 3000 р. каждый год [40, c. 209]. Работники горисполкома сокрушаются, что за 1969 г. было окрещено 16,5% родившихся детей, активно идет венчание среди пожилых пар, а отпевания, особенно заочные, с 1956 г. выросли в два раза. Интересно, что отмечался очень высокий процент верующих среди медицинских работников, в то время как представители естественнонаучной ориентации обычно отличаются скептицизмом и критическим отношением к религии. В целом с 1966 по 1972 г. в семь раз выросло количество обрядов крещения, проведенных над школьниками и взрослыми [16, c. 4]. В июне – июле 1972 г. в Чердынском и Уинском районах были отмечены случаи крещения целыми семьями. В отдельные воскресные дни количество крестившихся в одном селе могло достигать пятидесяти человек. В связи с популярностью обряда некоторые религиозные общины ввели льготы для семейных крещений. Например, в городе Добрянка в случае крещения сразу троих третьего крестили бесплатно [16, c. 4].

В целом по Прикамью с 1957 по 1960 г. ежегодный доход РПЦ увеличился в два раза и достиг четырех миллионов рублей, что в первую очередь свидетельствует об активности верующих [4, c. 19]. Косвенно о поддержке Церкви верующими свидетельствует тот факт, что уменьшение числа храмов не привело к снижению расхода и продажи свечей – наиболее популярного элемента культовой практики [4, c. 22]. Постоянно фиксировались случаи перепродажи с приличной наценкой обручальных колец и крестиков, что также свидетельствует о востребованности обрядности среди советских граждан.

В таблицах 3, 4, 5, 6 можно видеть динамику разных вариантов церковной обрядности на территории Прикамья [55, c. 23–24; 64, c. 33; 4, c. 19; 5, c. 22; 6, c. 15; 8, c. 26; 9, c. 18; 10, c. 9; 11, c. 43; 12, c. 82; 13, c. 4; 14, c. 16; 15, c. 11; 16, c. 10; 17, c. 100; 18, c. 17; 19, c. 73; 20, c. 134; 21, c. 160; 22, c. 12; 23, c. 42; 24, c. 112; 25, c. 49; 26, c. 78; 27, c. 30; 28, c. 40; 29, c. 56; 30, c. 59; 31, c. 105; 32, c. 32; 33, c. 156; 49; 50; 51; 52; 35]. Стоит обратить внимание на тот факт, что православное религиозное сообщество продолжало соседствовать с мусульманским (уммой), что повышает долю участвующих в обрядах среди так называемых этнических православных.

Сам Уполномоченный в одном из отчетов отмечает, что еще в середине 1955 г. можно было говорить о невысокой степени эффективности атеистической пропаганды: в 1955 г. венчалось 692 пары. До 1960 г. крестили до 50% детей, отпевали до 70% покойников.

 

Таблица 3

Гражданская и церковная обрядность 1957 1958 1959 1960
Крещено (чел) 51,4% 44,8% 30,4% 30,5%
Венчалось (пар) 13,8% 10,9% 7,2% 5,3%
Отпето (чел) 34,4% 29,8% 32,2% 29,7%

 

Таблица 4

Гражданская и церковная обрядность 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970
Крещено (чел) 27,8% 25% 24,9% 23,6% 16,6% 21% 26% 22% 21,6% н/д
Венчалось (пар) н/д 0,4% 2,8% 1,4% 2,4% 2,6% 3,1% 3,2% 2,6% н/д
Отпето (чел) 28,9% 30,9% 25,2% 27,3% 14% 15% н/д н/д н/д н/д

 

Таблица 5

Гражданская и церковная обрядность 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980
Крещено (чел) 21,1% 21,7% н/д 19,9% 17,8% 16% 16% 14,8% 15,7% н/д
Венчалось (пар) 2,9% н/д н/д 2,9% 2,9% 2,5% 2,17% 2,1% н/д н/д
Отпето (чел) 17% 17,7% н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д н/д

 

Таблица 6

Гражданская и церковная обрядность 1981 1982 1983 1984

П.п.

1985

П.п.

1986

 

1987 1988 1989 1990
Крещено (чел) 22,2% 20% 17,6% 11,7% 10,5% н/д н/д н/д н/д н/д
Венчалось (пар) 2,5% 2,3% 2,5% 2,8% 1,4% 3,1% н/д н/д н/д н/д
Отпето (чел) 62,5% 66,7% 61,7% 61,6% 61,7% н/д н/д н/д н/д н/д

 

Уполномоченный указывает, что имеет место очень много случаев крещения не новорожденных детей, причем вместе с родителями. Занятно, что в том же Чусовском районе в 1969 г. ухитрились окрестить детей пять членов ВЛКСМ и один кандидат в члены КПСС [13, c. 18]. Аналогичные случаи фиксировались в 1960 г. и в других районах в г. Оса – три члена КПСС и два члена ВЛКСМ, в г. Кунгуре – девять членов КПСС и 18 членов ВЛКСМ, в г. Чусовой – пять членов КПСС и 28 членов ВЛКСМ, в пос. Ильинский – шесть членов и два кандидата в члены КПСС и 11 членов ВЛКСМ, в пос. Чермоз – три члена КПСС и два члена ВЛКСМ [6, c. 40–46], и этот список можно долго продолжать. Такая «христианизация» захватила и представителей местной элиты (например, зам. директора Калининской школы-интерната, начальника Агарзинского лесопункта Озерского леспромхоза) и членов КПСС [13, c. 168]. За 1972–73 гг. 29 членов КПСС были исключены, а более 60 получили взыскания за открывшиеся факты крещения детей. Уполномоченный с возмущением отмечает факт, что в конце 1964 г. член партии Н.Г. Козлов из деревни Арсеновка Ординского сельсовета для местной церкви в деревне Курилово написал четыре праздничных больших аналойных иконы, да еще и получил за работу 100 рублей [58, c. 32]. Диагноз «пьяница и летун», а также явная жажда наживы лишь отчасти оправдывают иконописную деятельность коммуниста. Известны случаи, когда священник соборует коммуниста, кающегося за вступление в ряды КПСС (колхоз «Серп и Молот», деревня Ельник).

Впрочем, стоит отметить, что частенько, особенно в небольших населенных пунктах, крещение совершалось бабушками детей, а родители, узнав о случившемся постфактум, еще и долго потом писали объяснительные и оправдывались на партийных и комсомольских собраниях. Зафиксированы ситуации, когда молодежь поддается уговорам старших в психологически затруднительной ситуации (комсомолка, боясь родов, послушала мать и совершила обряд крещения) [40, c. 241], либо под действием угроз, что с некрещеными детьми старшее поколение заниматься не будет, что создавало много проблем в условиях нехватки яслей и детских садов [8, c. 29], а также прецеденты крещения ребенка подставными родителями [13, c. 10]. В ряде случаев, стремясь избежать порицания на работе, пермяки крестились в других регионах СССР (не только сравнительно близко расположенный Свердловск, но и Саратов, Гомель) [40, c. 241]. Особенно такое поведение было характерно для коммунистов и комсомольцев, стремившихся на момент совершения обряда скрыть свое служебное и партийное положение. Впрочем, с такими же мотивами и в Прикамье приезжают граждане со всех концов СССР. Метрические книги храмов фиксируют приехавших и желающих участвовать в обрядах из Кировской, Свердловской и Магаданской областей, Башкирской АССР, городов Братска, Петропавловска-Камчатского, Иркутска, Кишинева) [7, c. 6].

Видя готовность верующих участвовать в жизни Церкви, последняя идет им навстречу, включая в церковную жизнь и события гражданского календаря. Так, в некоторых храмах специальный молебен посвящался началу учебного года в школах [7, c. 9], священнослужители охотно читают проповеди «на потребу дня», уходя из-под контроля церковных советов [56, c. 65]. В период своего правления архиепископ Николай отправил послание настоятелям сельских приходов о том, что в связи с сельскохозяйственными работами в июле месяце утренние службы следует начинать с шести часов утра, а вечерние – только по окончании рабочего дня [47, c. 100].

В наибольшей мере готовность граждан входить в религиозное пространство проявлялась, безусловно, во время больших праздников. В будничные дни посещение храмов в наиболее крупных городах Прикамья (Пермь, Кунгур, Лысьва, Кизел) составляло от 100 до 300 человек ежедневно, в поселках городского типа – 50–70 человек, в небольших селах – от 7 до 20 [9, c. 2; 10, c. 6], и эта ситуация сохраняется до начала 1980-х гг. [24, c. 116]. Наоборот, на 1964 г. во время больших праздников на территории Перми посещаемость составляла до 6 000 человек [55, c. 22]. Впрочем, и в будни, и в праздники наиболее активными посетителями храмов были верующие старшей возрастной группы [65, c. 37].

Уполномоченный специально в отчете за 1963 г. отмечает, что в праздничные дни церкви переполнены молящимися, в особо крупных церквях приходится служить по две обедни. По области число желающих принять участие в таких действах достигало 25 000 [10, c. 6]. В Перми в начале 1960-х гг. в пасхальных службах принимало участие от пяти до семи тысяч человек, на празднование Троицы летом 1964 г. служения шли с 6 до 23 часов, и за это время церкви посетило более 15 000 верующих. В одной Лысьве в 1960-е гг. на праздничные богослужения приходит до 2000 человек (в большинстве – женщины старше 50 лет), на Крещение (когда присутствовало 4000 человек) раздается 2580 литров воды (несмотря на то, что клирики старались выдавать воду дозировано, часть верующих ходила за водой к проруби самостоятельно) [40, c. 209]. К слову, по всей области на праздновании Крещения в 1963 г. раздали 950 ведер (9 500 литров) «святой воды», несмотря на то, что выдавали по четверти литра, осчастливив около 30 000 человек [7, c. 8]. В 1964 г. «водопотребление» еще увеличивается (15 000 литров), хотя соблюдается норма выдачи – пол-литра в руки. К 1979 г. ситуация принципиально не меняется – на рождественские торжества в один день в области храмы посетило 10 000 человек и было роздано 10 200 литров «святой воды».

Как видно из приведенных данных, если не вдаваться в то, насколько осмысленным и вдумчивым было участие в разного рода обрядах, то приходится сделать вывод, что на протяжении советского периода истории Прикамье продолжало, в значительной мере, формально оставаться православным регионом.

Ситуация в Прикамье для РПЦ начинает меняться в благоприятную сторону, как и в других регионах, после 1987 г. Так, в 1989 г. насчитывалось уже 54 зарегистрированных общины РПЦ, а в 1990 – 79 (а не 41, как на протяжении последних тридцати лет). За 1995 г. на территории области было проведено 645 мероприятий христианской направленности, организована сеть воскресных школ. На 1 мая 1996 г. в трех учреждениях Управления исполнения наказаний открыты православные храмы, во все остальных работают молельные комнаты [62, c. 87]. К началу 1998 г. функционировало уже более 160 приходов, что, впрочем, не привело к интенсификации индивидуальной религиозной жизни. В Соликамске, по словам благочинного округа, за год причастилось не более 200 человек [63, c. 178]. В это же время были возобновлены крестные ходы, при восстановленном Белогорском мужском монастыре были организованы Варлаамовские чтения. Сам монастырь за 1999 г. посетило 80 000 паломников, было окончательно завершено восстановление храма [45, c. 8]. С одной стороны, можно было бы предположить, что в регионе созданы все условия для формирования и трансляции религиозного мироотношения. Насколько получилось «восстановить» уровень православного мировосприятия, можно судить по данным проведенного мониторинга.

На сегодняшний день в Перми насчитывается 33 храма и 5 часовен. Всплеск строительства церквей приходится на 2000-е гг., с начала которых было воздвигнуто порядка 13 храмов: храм во имя святого апостола Андрея Первозванного, храм во имя священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Кунгурского, храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской, храм Всех Святых, в земле Российской просиявших, храм-часовня во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Институте сердца, храм в честь Иверской иконы Божией Матери, храм во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, храм в честь иконы Божией Матери «Державная», храм в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», храм святых Царственных страстотерпцев, Богоявленский мужской монастырь, храм в честь Воскресения Словущего и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 2000-х строят, в основном, на периферии, вероятно, для наиболее удобного доступа жителей отдаленных районов. В настоящее время строится церковь Воздвижения Креста Господня, также в отдаленном районе города (Вышка-2). К пермским мы относим храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих – Радость», находящийся в д. Кондратово, так как фактически эта деревня находится в черте города.

В феврале нами был начат мониторинг трех храмов: храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих – Радость», храма Вознесения Господня и собора во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Ключевыми стали: служба 14 февраля (пятница перед Сретением Господним), двунадесятый праздник 15 февраля (Сретение) и родительская суббота 22 февраля. Замеры также производились на будничных службах и на выходных. Всего за февраль осуществлялось наблюдение на девяти службах в каждом храме. В марте–апреле был проведен мониторинг еще одиннадцати храмов. Были сделаны замеры на утренних и вечерних службах в будние и выходные дни, а также службы в пасхальную неделю: Великий Четверг, Страстная Пятница, ночная пасхальная служба и утренняя пасхальная литургия.

 

Таблица 7

Название храма Утро (будн) Вечер (будн) Утро (выходной) Вечер (выходной) Великий Четверг Страст
ная Пятница
Пасхальная всенощная Пасхальная литургия

 

Храм святого равноапостольного князя Владимира 32 28 69 83 127 98 104
Кафедральный собор Святой Троицы 44

(49)

34

(52)

158 ок. 150 ок. 1800 ок. 300
Архиерейское подворье храма Вознесения Господня 41 45 260

(324)

137

(55)

171

(168)

182 188
Собор святых апостолов Петра и Павла 44 88-90 16

(98)

ок. 1500 136-140
Храм Иверской иконы Божией Матери 3 6

(5)

17 23 30
Храм Всех Святых 34 16 50 68 ок. 80 ок. 140
Храм-часовня во имя святого великомученника Георгия Победоносца 44 30 53 40 128 93 85
Храм Успения Пресвятой Богородицы 24 12 65 49 67 89 ок. 1200 130
Церковь Казанской иконы Божией Матери 22

(18)

61

(54)

141 205
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы 35 47 76 53 ок. 90 ок. 80 ок. 360 ок. 120
Храм святых Царственных страстотерп-

цев

28 34 40 48 65 86
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих – Радость» 31 10 15 30

(42)

31 42 85-87
Храм святого апостола Андрея Первозванного 32 57 76 93 ок. 80 103 ок. 800 ок. 220

 

Данные таблицы наглядно показывают, что и по окончании периода доминирования системы атеистического воспитания среди верующих Прикамья сохраняется принцип отношения к культовой практике. Необходимость быть помещенным в сакральное пространство актуализируется только в стереотипно закрепленные в сознании индивида даты. Учитывая тот факт, что в среднем службы даже в праздничные дни, по нашим наблюдениям, от начала до конца выстаивает около трети пришедших в храм, можно с уверенностью говорить о том, что современный пермский православный прихожанин – это не только результат специфической истории православия в крае, но и продукт развитой системы советского воспитания и образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

(Государственный архив Пермского края)

  1. Документы, уставные материалы, обращения (Зырянская церковь, г. Березники). ф. р-1204, оп. 3, д. 129–130.
  2. Интервью с протоиереем М. Лукканеном. ф. р-1204, оп. 2, д. 19.
  3. Интервью с протоиереем М. Лукканеном. ф. р-1204, оп. 2, д. 21.
  4. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1960 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 10.
  5. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1961 г.ф. р-1204, оп. 2, д. 12.
  6. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1962 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 13.
  7. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1963 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 14.
  8. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1964 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 15.
  9. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1965 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 16.
  10. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1966 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 19.
  11. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1967 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 19.
  12. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1968 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 19.
  13. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1969 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 21.
  14. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1970 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 24.
  15. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1971 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 27.
  16. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1972 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 29.
  17. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1973 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 29.
  18. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1974 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 29.
  19. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1975 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 32.
  20. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1976 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 32.
  21. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1977 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 32.
  22. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1978 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 33.
  23. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1979 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 33.
  24. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1980 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 33.
  25. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1981 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 38.
  26. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1982 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 38.
  27. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1983 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 39.
  28. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за первую половину 1984 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 39.
  29. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за первую половину 1985 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 39.
  30. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за первую половину 1986 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 39.
  31. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1987 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 39.
  32. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1988 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 65.
  33. Информационный отчет Уполномоченного Совета по Пермской области за 1989 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 39.
  34. Информация о создании Братства Святителя Стефана Великопермского. ф. р-1204, оп. 3, д. 116.
  35. Информация по церквям на 1990 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 41.
  36. Информация Уполномоченного Совета по делам религий Пермской области. ф. р-1204, оп. 2, д. 6.
  37. Обращения верующих религиозной общины Всехсвятской Ново-Кладбищенской церкви. ф. р-1204, оп. 3, д. 118.
  38. Объяснительная записка С.Т. Ермакова. ф. р-1204, оп. 1, д. 20, л. 273
  39. Отчет Кизеловского горисполкома за второе полугодие 1969 г. ф. р-1204, оп. 1, д. 19.
  40. Отчет Лысьвенского горисполкома за второе полугодие 1969 г. ф. р-1204, оп. 1, д. 20.
  41. Отчет М.Г. Писманика о беседе с протоиереем М. Лукканеном. ф. р-1204, оп. 3, д. 9.
  42. Отчет Уполномоченного Совета по делам религий Пермской области за 1969 г. ф. р-1204, оп. 1, д. 19.
  43. Отчет Чусовского райисполкома за второе полугодие 1969 г. ф. р-1204, оп. 1, д. 19.
  44. Отчет Чусовского райисполкома за 1970 г. ф. р-1204, оп. 1, д. 20.
  45. Письмо президента фонда «Белая гора» В. И. Рыбакина. ф. р-1204, оп. 3, д. 79.
  46. Письмо уполномоченного Совета П. Горбунова в Пермский областной комитет КПСС. ф. р-1204, оп. 2, д. 5.
  47. Послание архиепископа Николая настоятелям сельских приходов. ф. р-1204, оп. 3, д. 66.
  48. Просьбы верующих поселка Пыскор. ф. р-1204, оп. 2, д. 5.
  49. Сводки Уполномоченного Совета по Пермской области. ф. р-1204, оп. 3, д. 52.
  50. Сводки Уполномоченного Совета по Пермской области. ф. р-1204, оп. 3, д. 53.
  51. Сводки Уполномоченного Совета по Пермской области. ф. р-1204, оп. 3, д. 54.
  52. Сводки Уполномоченного Совета по Пермской области. ф. р-1204, оп. 3, д. 55.
  53. Секретное письмо Уполномоченного Совета по делам религий секретаря райисполкома по Кудымкарскому району. ф. р-1204, оп. 2, д. 3.
  54. Справка городского Совета депутатов трудящихся от 24 января 1949 г. ф. р-1204, оп. 1, д. 6.
  55. Справка о деятельности религиозных сообществ, находящихся на территории г. Перми. ф. р-1204, оп. 2, д. 5.
  56. Справка о деятельности религиозных сообществ, находящихся на территории области. ф. р-1204, оп. 2, д. 18.
  57. Справка о деятельности церкви и служителей культа в селе Зверево Чернушинского района. ф. р-1204, оп. 2, д. 5.
  58. Справка о нарушениях законодательства о культах. ф. р-1204, оп. 2, д. 5.
  59. Справка о проверке группы верующих, собирающихся на моление в с. Бизяр Бизярского сельсовета Пермского района. ф. р-1204, оп. 2, д. 5, л. 34–35.
  60. Справка о прошедшем религиозном празднике Пасха и Радонице в церквах г. Перми П. С. Горбунова. ф. р-1204, оп. 2, д. 5.
  61. Справка о прошедшем религиозном празднике Троица. ф. р-1204, оп. 2, д. 5.
  62. Справка о работе в ИТУ представителей религиозных конфессий по состоянию на 1 мая 1996 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 4.
  63. Справка о религиозной ситуации в Пермской области в 1997 г. ф. р-1204, оп. 3, д. 61.
  64. Справка о совершенных религиозных обрядах по районам г. Перми за первое полугодие 1964 – 1965 г. ф. р-1204, оп. 2, д. 5.
  65. Справка по ознакомлению и проверке деятельности служителей культа и других церковников, церквей с. Телес и д. Курилово Ординского района. ф. р-1204, оп. 2, д. 5.