Уго Бьянки. АНДЖЕЛО БРЕЛИХ / Пер. с англ. И.С. Анофриев

Анджело Брелих (1913-1977) — итальянский историк религий. После окончания обучения в Венгрии под руководством Карла Кереньи и Андреаса Альфёльди, Брелих становится ассистентом на кафедре истории религий Римского университета, которую возглавлял Рафаэль Петтацони. В 1958 году Брелих сменяет его на должности ординарного профессора этой кафедры. Первая опубликованная работа Брелиха — Aspetti della morte nelle iscrizioni sepolcrali nell’Impero romano («Взгляд на смерть в могильных надписях эпохи Римской империи», 1937) — была основана на тщательном изучении Corpus Inscriptorum Latinarum. Кроме того, она предвосхищала тот интерес к методологической рефлексии, который Брелих будет испытывать впоследствии. В 1949 году были опубликованы работы Die geheime Schutzgottheit von Rom («Тайное охранительное божество в Риме») и Vesta («Веста»), которые, с одной стороны, свидетельствуют о влиянии Кереньи, а с другой — отражают интенсивный поиск собственной научной оригинальности. В этих двух книгах, воспринятых в то время как единое произведение, Брелих различает «аналитическое исследование», направленное на разграничение представленных в фигуре божества основополагающих мотивных элементов, и «историческое исследование», относящееся к содержанию фигуры божества и его дальнейшему развитию.

Новый период в творчестве Брелиха начинается в 1950-х годах. В книге Tre variazioni romane sul tema delle origini («Три римские вариации на тему творения», 1955) обозначается тема исторической креативности. В отличие от эволюционистского понятия пережитков (т. е. представления об остаточных культурных элементах, сохраняющихся лишь в виде своего рода валунов в живом потоке более поздних культурных образований) брелиховское понятие исторической креативности подразумевает особую оценку элементов, относящихся к уже известным различным мифологическим и религиозным комплексам, в качестве составной части только образующихся культурно-исторических образований. Брелих также применяет базовую оппозицию между изначальным хаосом, или «беспорядком», и порядком, возникающим в результате устройства космоса. Все эти методологические принципы воспроизведены в работе Gli eroi greci («Греческие герои», 1958), где Брелих отстаивает необходимость включения исследований религий классической античности в проблемное поле истории религий. В этой же книге Брелих размышляет над героическим типом, особенно в его связи с погребальным культом (герой как его объект) и космогоническими мотивами. Позже Брелих изменяет точку зрения, изложенную в этой книге, что, однако, происходит вследствие радикализации его аналитической герменевтики.

В это время Брелих начинает глубже интересоваться политеизмом, которым до того пренебрегали в сравнительных культурно-исторических исследованиях. Для Брелиха политеизм был типичным религиозным феноменом в так называемых архаических «высоких культурах», т. е. тех, что относятся к Японии, Индии, Месопотамии, Египту и Греции, а также к Центральной Америке и Перу. Он полагал, что политеистическая концепция «бога» или божества — это нечто иное, по сравнению с духами в анимизме, равно как и с dei otiosi («праздными богами») в некоторых бесписьменных культурах. С точки зрения Брелиха, политеизм — это феномен sui generis, и потому подходящий объект для исторического исследования, направленного на извлечение его структуры и raison d’être религиозной истории человечества.

Книга Guerre, agoni, e culti nella Grecia arcaica («Войны, ритуальные соревнования и культы в Древней Греции», 1961) отмечает растущий интерес Брелиха к институтам инициаций. Эта тема становится центральной в его работе Paides e Parthenoi (1969), исследовании способов адаптации племенных инициастических обрядов к условиям полисного устройства Греции при потере первыми изначальных целей. Здесь снова обнаруживается интерес Брелиха к исторической креативности. В меньшей степени его интересуют сотериологический и эсхатологический аспекты этих институтов.

Брелих не завершил комплексное исследование культа Юпитера. Оно должно было стать историей, начинающейся от места бога среди индо-европейских небожителей и заканчивающейся его положением главы целого пантеона. При этом особой акцент должен быть сделан на политической значимости развития его образа. Если говорить об общих воззрениях Брелиха на феномен религии, то его предисловие к книге Histoire des religions Анри Шарля Пюша, как кажется, обозначает принятие им функционалистического объяснения.

 

Библиография

Весьма значимая работа Брелиха, не упомянутая в статье — изданная после его смерти книга Storia delle religioni: Perche? (Naples, 1979). Изданы две посвященные памяти Брелиха книги: Perennitas: Studi in onore di Angelo Brelich, edited by Giulia Piccaluga (Rome, 1980) и Religioni e cività: Scritti in memoria di Angelo Brelich (Bari, 1982).

Ugo Bianchi. Brelich, Angelo, Encyclopedia of Religion, Vol. 2, pp. 1047-1048 (1987)

Русскоязычная библиография исчерпывается переводом статьи Массенцио М. Итальянская школа «истории религий» // Религиоведческие исследования. 2010: №3-4. — С. 14-28. [http://religious-life.ru/2012/01/massenzio-italyanskaya-shkola-istorii-religiy/].