Виллем Хофсти. ЯН ван БААЛ / Пер. с англ. И.С. Анофриев

Ян ван Баал (1909–1992) — голландский антрополог религии, изучал индонезийскую культуру, право и языки в Лейденском университете, испытал влияние структурной антроплогии Й.П.Б. де Йосселин де Йонга. Докторская диссертация ван Баала была посвящена народу маринд-аним в Новой Гвинее и основана на материале, собранном швейцарским этнологом Паулем Вирцем. Позже ван Баал становится гражданским служащим в Голландской Вест-Индии (1934–1949), с 1942 по 1945 гг. он заключенный в японском концентрационном лагере, затем получает назначение на должность советника по делам туземцев при губернаторе Голландской Новой Гвинеи (1946–1953), а с 1953 по 1959 он сам является губернатором Голландской Новой Гвинеи. Ван Баал служит профессором культурной антропологии в Утрехстком университете (1959–1973), будучи при этом директором Амстердамского Королевского Тропического института (до 1969). В 1966 году он публикует книгу Dema – тысячестраничный том о маринд-аним Новой Гвинеи, после чего выходит ряд статей книг, при этом большую известность обрели: Symbols for Communication (1971), Reciprocity and the Position of Women (1975) и Man’s Quest for Partnership (1981). Ван Баала восхищали многие антропологи, среди которых были Маргарет Мид и Клод Леви-Стросс.

Теория ван Баала основана на том, что религия представляет собой систему символов, с помощью которой люди осуществляют коммуникацию со своей вселенной. Эти символы помогают человеку преодолеть внутреннее одиночество, являющееся неизбежным результатом невозможности решить экзистенциальную проблему, которая заключается в том, что человек является противопоставленным и отделенным от мира субъектом и в то же время он действует в нем. Религия позволяет людям справляться с противоречиями, внутренне присущими человеческому существованию. Противоречия, в свою очередь заключенные в самом феномене религии, должны быть связаны с противоречиями человеческого существования. Противоречия эти порождаются осознанием противопоставленности миру, в котором живет человек. Люди выражают эту оторванность от мира (также как и чувство причастности ему) в символических действиях. Диалектика «субъективности» (“subject to”) и «причастности» (“part of”) предполагает состояние человеческой неопределенности. Стремление к самореализации может вовлечь индивида в конфликт с окружающим миром, поскольку и все, что индивида окружает, и другие, точно такие же индивиды используются как инструменты самореализации. Однако, в то же самое время индивид хочет, чтобы его самого считали и чтобы к нему относились как к партнеру. Согласно ван Баалу, обусловленные этим дуализмом проблемы сомнения и одиночества могут быть решены, если человек сумеет остаться субъектом по отношению к обществу, одновременно сохраняя причастность к нему.

Символы играют ключевую роль, поскольку они могут спасти человека от экзистенциального одиночества, поэтому в работах ван Баала их анализу уделяется много внимания. В этнографии маринд-аним он дешифрует смыслы некоторых особых символов, а также говорит об их взаимосвязи в контексте анализа конкретных культур, религий или мифологий. Далее следует более общее описание процессов символизации, показанное с помощью разного рода классификаций. Ван Баал характеризует отношения между предметами и упоминаемыми им символами как асимметричные. Предмет уникален и постоянен, символы же преходящи и бесконечно многообразны. Более того, ван Баал утверждает, что системы символов образуются не во взаимодействии индивидов с окружающей их средой, но прежде всего исходят от единичного человека.

Описанной Марселем Моссом базовой модели обмена и взаимодействия в рассуждениях ван Баала уделяется особое внимание. Однако, перечисляя отличительные признаки жертвоприношения и дарения, он не включают в их число сакральную сущность этих действий. С его точки зрения, жертвоприношение и подношение имеют одно общую характеристику — и то, и другое является даром. Диалектика человеческого существования делает коммуникацию крайне необходимой, а дар является привлекательным и убедительным способом установления контактов и улучшения отношений. Дар — это символический акт коммуникации; это имеющий значение символ, представление о том, что жертвоприношение и дарение являются сакральными актами едва ли играет важную роль. Ван Баал возражает против овеществления символического содержания через его интерпретацию в смысле магического акта; он также возражает против использования термина «жертвоприношение» в отношении ритуалов, в которых отсутствует элемент дара или искупления. С его точки зрения, дарение — это соучастие, оно существенно для осмысленного существования. Любая коммуникация начинается с дарения.

Предложенное ван Баалом определение религии сводится к признанию неэмпирической реальности, влияющей на реальность человеческой повседневности. В противовес классическому сравнительному методу в культурной антропологии он использует монографический метод сравнения лишь нескольких религий между собой после систематического описания каждой отдельной религии. Поступая так, ван Баал желает избежать этноцентризма и априорных суждений. Он вовсе не намеревался абсолютизировать этот «всеобъемлющий подход», ван Баал неизбежно приходил к вопросу, насколько элементы религиозной системы интегрированы в общее целое, как далеко заходит связь этого целого с другими культурными и социальными институтами и являются ли отношения между ними натянутыми или нет. Относительно вопроса о том, какие индивидуальные мотивы обусловливают развитие религиозных идей, ван Баал полагает, что фундаментальным мотивом является тоска по «общению». Успешный ритуал приводит человека в гармонию с окружающим миром. С точки зрения ван Баала причастность к сообществу подразумевает признание авторитета, ограничивающего индивидуальную свободу.

В работах ван Баала не отражается связи между развитием религий и социальной стратификацией, религиозными специалистами и харизматическими лидерами, мало внимания уделяется анализу религиозной динамики и ее социальных компонентов, что мы можем наблюдать работах Макса Вебера. Подход ван Баала можно назвать аисторическим и структуралистским. Он критически относится к феноменологам, вроде Герардуса ван дер Леу или Мирчи Элиаде. Ван Баал интересовался структурой сознания и ее значением для человека, участвующего в процессе символизации. В отличие от Леви-Строса не анализировал результаты человеческого мышления и не пытался вскрыть их грамматику. Вместо этого он напрямую интересовался и искал мотивы человеческой мысли, он исследовал ее послание и смысл.

 

Библиография.

Избранные труды ван Баала:

 

Over Wegen en Drijfveren der Religie. Amsterdam, 1947. De magie als godsdienstig verschijnsel. Amsterdam 1960. Dema: A Description and Analysis of Marind-anim Culture. The Hague, 1966. “The Political Impact of Prophetic Movements.” In International Yearbook for the Sociology of Religion 5 (1969): 68–88. Symbols for Communication: An Introduction to the Anthropological Study of Religion. Assen, Netherlands, 1971; 2d ed., 1985. De Boodschap der Drie Illusies: Overdenkingen over religie, kunst en spel. Assen, Netherlands, 1972. Reciprocity and the Position of Women: Anthropological Papers. Assen, Netherlands, 1975. “Offering, Sacrifice, and Gift.” Numen 23 (1976): 161–178. “The Role of Truth and Meaning in Changing Religious Systems.” In Official and Popular Religion: Analysis of a Theme for Religious Studies, edited by Pieter Vrijhof and Jacques Waardenburg, pp. 607–628. The Hague, 1979. Man’s Quest for Partnership: The Anthropological Foundations of Ethics and Religion. Assen, Netherlands, 1981. “The Language of Symbols.” In L’ethnologie dans le dialogue intercultural (Ethnologie im dialog, vol. 5), edited by Gerhard Baer and Pierre Centlivres. Freiburg, Germany, 1980. “The Dialectics of Sex in Marind-anim Culture.” In Ritualized Homosexuality in Melanesia, edited by Gilbert H. Herdt, pp. 128–166. Berkeley, 1984.

 

О работах ван Баала:

 

Droogers, A. F. Boodschap uit het Mysterie: Reacties op de visie van Jan van Baal. Baarn, Netherlands, 1996. Kuiper, Y. B. “Religion, Symbols, and the Human Condition: An Analysis of the Basic Ideas of Jan van Baal.” In On Symbolic Representation of Religion: Groninger Contributions to Theories of Symbols, edited by Hubertus G. Hubbeling and Hans G. Kippenberg, pp. 57–69. Berlin and New York, 1986. Kuiper, Y. B., and A. de Ruijter. De Menselijke Conditie: Speurtocht naar Partnerschap. Groningen, Netherlands, 1982.

 

Виллем Хофсти

Энциклопедия религии (2005)