Манабу Уайда. Лягушки и жабы / Пер. с англ и прим. А.А. Бурнашева

Лягушка или жаба – самое настоящее лунное животное. Ее вид и поведение напоминают о луне; она раздувается и уменьшается, погружается под воду, но всплывает вновь, зимой прячется под землей, но весной снова появляется. Лягушка живет в соответствии с лунным ритмом. Действительно, великое множество мифов упоминают о лягушке, обитающей на луне. Согласно китайским поверьям, внутри луны находится не только вечнозеленое дерево кассия и заяц, но и лягушка. Так, поэма «Вопросы к небу» свода «Чу цы» (или «Чуские строфы») (IV или III век до н.э.) спрашивает: «Какая добродетель свойственна луне, ярко сияющей в ночи, которая заставляет ее возрождаться вновь после смерти? Какого рода польза от лягушки в ее чреве?»[1]

Естественным образом лягушка ассоциируется со всевозможными водными явлениями, такими, как вода, дождь, океан и наводнение. Считается, что лягушки постоянно квакают перед дождем, предвещают дождь или приносят его своим пением. Лягушки обычно упоминаются в бесчисленных обрядах вызывания дождя. Североамериканские индейцы усматривают в луне первозданную жабу, которая вмещала в себе все воды и, вылив их на землю, породила потоп. По верованиям племени курнаи в юго-восточной части Австралии, давным-давно огромная лягушка проглотила все воды; остальные животные пытались заставить ее рассмеяться, но тщетно, пока угорь не начал танцевать, изгибаясь в самых нелепых формах, от чего лягушка разразилась смехом, и воды стремительным потоком вырвались из ее рта и вызвали наводнение. Иногда лягушка появляется в докосмогоническом периоде, когда кроме воды ничего нет. Миф племени гурон сообщает, как некоторые животные напрасно погружались в первозданные воды до тех пор, пока жаба благополучно не вернулась с маленьким комочком земли во рту; затем земля была помещена на спину черепахи, и тогда началось чудесное разрастание суши.

Существенно и то, что лягушка представляется причастной к законам зла и смерти. Согласно алтайским верованиям, сотворение мужчины и женщины богом Ульгеном было подпорчено демоном Эрликом. Вследствие этого бог решил уничтожить их, но передумал после того, как лягушка предложила позволить человечеству продолжить существование под бременем смертности. В иранской мифологии лягушка выступает символом злого духа или его самых могущественных созданий. В космогонических мифах Внутренней Азии[2], несомненно, под иранским влиянием, лягушки оказываются среди тех животных, которые вместе с ящерицами, червями и мышами выходят из дыры, сделанной в земле дьяволом. В Африке лягушка временами выступает вестником смерти. В незапамятные времена, рассказывает нигерийское племя экои, Бог поручил утке доставить человечеству послание о его бессмертии, в то время как лягушке было дано послание о смерти. Лягушка добралась до земли первой, доставила сообщение, и таким образом принесла гибель человечеству.

 

Библиография

Много полезных сведений содержится во 2-м томе труда Роберта Бриффолта: RobertBriffault.The Mothers: A Study of the Origins of Sentiments and Institutions,3 vols. (1927; reprint, NewYork, 1969), pp. 634ff. Мирча Элиаде рассматривает символику лягушки в: MirceaEliade.Patterns in Comparative Religion. NewYork, 1958,pp. 160ff[3]. См. также: Lutz Röhrich. Hund, Pferd, Kröte und Schlange als symbolische Leitgestalten in Volksglauben und Sage // Zeitschrift für Religions — und Geistesgeschichte 3 (1951): 69–76.

 

Новые источники

Patricia Ribouli, and Maria Robbiani. Frogs: Art, Legend, History, translated by John Gilbert. Boston, 1991.

Энциклопедия религии(1987)

Дополненная библиография

Редактура перевода: Илья Анофриев

 

Краткая русскоязычная библиография

Миловидов Ф.Ф. Жаба и лягушка в народном миросозерцании, преимущественно малорусском // Сб. Харьковского историко-филологического общества. Т. 19. Харьков: 1913; Судник Т.М., Цивьян Т.В. О мифологии лягушки (балто-балканские данные) // Балто-славянские исследования. М.: 1982. С. 137–154; Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: 1997; Волович А.Ю. Семантика изображений лягушки на древнеегипетских сосудах эпохи Нового царства // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. №17, с. 134–143; Караваева Е.В., Волкова Л.Д. Некоторые особенности русского национального мировосприятия // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. №6, с. 17–23.

 

Подготовлено: Асия Бурнашева, Павел Костылев, 2014

 

[1] Буквальныйпереводсанглийского (См.: Chinese Classical Literature: An Anthology of Translations / Edited by John Minford & Joseph S.M. Lau. Columbia University Press & Chinese University of Hong Kong, 2000).В русском стихотворном переводе А.Е. Адалис упоминание лягушек отсутствует (См: Цюй Юань. Стихи. М: 1954). – здесь и далее прим. перев.

[2] Понятие «Внутренняя Азия» (InnerAsia) употребляется исследователями по-разному. Часто речь идет о Монголии, Тибете и пограничной части на северо-западе Китая. Однако согласно предметной классификации Библиотеки Конгресса США понятия «Внутренняя Азия» и «Центральная Азия» являются тождественными, несмотря на то, что под Центральной Азией понимается более обширный регион.

[3] На русском языке см.: Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: 1999.