В мифах и легендах Внутренней Азии[1] и Восточной Европы ёж пользуется значительным уважением из-за своей удивительной мудрости. Зачастую он описывается как существо, в мудрости превосходящее даже Всеведущего Бога. Более того, иногда ёж выступает в качестве культурного героя (героя-просветителя), наставляющего людей в различных жизненных сферах, таких как добывание огня, земледелие и брачные обычаи.
В отдельных культурах ёж считается разумным в достаточной мере, чтобы содействовать Богу в его акте творения. Как сообщает румынский космогонический миф, в процессе творения суша распростерлась так обширно, что для воды не осталось места. Бог не знал, что делать, и поэтому он отправил пчелу спросить совета у ежа, мудрейшего из всех животных. Однако, последний отказал в помощи, объясняя это тем, что Бог всезнающ. Пчела, зная привычку ежа разговаривать с самим собой, незаметно подкралась к нему со спины и услышала, как он бормочет: «Бог не знает, что он должен сотворить долины и горы, чтобы освободить место для воды». С этим советом пчела поспешила назад к Богу, тем самым обеспечив ему возможность завершить его творение. Болгары знают похожие истории. В латышской интерпретации Бог сам рассказывается ежу о своей космогонической дилемме и получает от него совет. В награду Бог одаривает ежа шкуркой, сделанной из игл.
Буряты сохранили предание о том, как Бог Земли однажды навестил Хормусту Тенгри, одного из небесных Богов. Уходя, Бог Земли попросил подарить ему луну и солнце. Гостеприимство не позволило Хормусте Тенгри отказать, и Бог Земли забрал с собой небесные светила, поместив их в короб. Вся вселенная погрузилась во тьму. Расстроившись, Хормуста Тенгри обратился к ежу. Благодаря своей глубокой мудрости еж смог вернуть луну и солнце на их небесные орбиты. Согласно другой бурятской версии два божественных существа – это Кан-Курмасан и Лусат[2], бог океана, вместе с ежом, играющим такую же роль.
Согласно бурятам, добыча огня ведет свое начало от ежа. Вначале ни боги, ни люди не умели разжигать огонь, только Еж, будучи в те времена человеческим существом, умел. Однажды толпа собралась вокруг Ежа, чтобы услышать секрет разжигания огня. Но молодые девушки, увидев его странный облик, начали смеяться, что разозлило его так сильно, что он решил рассказать свой секрет только своей жене, да и то лишь после того, как взял с нее обещание молчать. Однако сокол подслушал, как Еж разъяснял тайну, и пересказал ее богам. В свою очередь от богов люди узнали искусство добычи огня. Позже потомки Ежа были превращены в ежей. Похожие истории известны среди некоторых восточно-европейских народов: согласно удмуртам и марийцам, именно еж показал людям и животным, как добывать огонь с помощью камня, стали и трута. Они также сообщают, что еж обучал людей пользоваться железным плугом при возделывании земли.
Представление о том, что еж является умным животным, также живо до сих пор и в западноевропейском фольклоре. Немецкая сказка повествует о гонке между ежом и зайцем, в которой еж обманным путем оказывается победителем.
Библиография
Полезная информация может быть получена из статьи Деметриуса Клементца «Буряты: почитание животных» в третьем томе «Энциклопедии религии и этики» под редакцией Джеймса Гастингса (DemetriusKlementz. Buriats: Worship of Animals //Encyclopaedia of Religion and Ethics, edited by James Hastings. Vol. 3. Edinburgh, 1910), работ Уно Харвы (Uno Harva. Die religiцsen Vorstellungen der altaischen Völker (Helsinki, 1938), pp. 181–182, 224–225)и Мирчи Элиаде (Mircea Eliade. Zalmoxis, the Vanishing God: Comparative Studies in the Religions and Folklore of Dacia and Eastern Europe (Chicago, 1972), pp. 84ff).
Новыеисточники.
Berlin, Sir Isaiah. The Hedgehog and the Fox: An Essay on Tolstoy’s View of History. 1953; reprint New York, 1993[3].
Энцилопедия религии (1987)
Проверенная библиография (2005)
Краткая русскоязычная библиография
Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: 1997; Друговейко-Должанская С. Почему ежу все понятно? // Культура письменной речи [http://www.gramma.ru/RUS/?id=14.77].
Подготовлено: Асия Бурнашева, 2014
[1] Понятие «Внутренняя Азия» (InnerAsia) употребляется исследователями по-разному. Часто речь идет о Монголии, Тибете и пограничной части на северо-западе Китая. Однако согласно предметной классификации Библиотеки Конгресса США понятия «Внутренняя Азия» и «Центральная Азия» являются тождественными, несмотря на то, что под Центральной Азией понимается более обширный регион.
[2] Не найдены подтверждения имен – прим. пер.
[3] Есть перевод на русский язык: Берлин И. Еж и лисица / Вст. ст., пер. с англ. и публ. В. Сапова // Вопросы литературы. 2001. №4-5.