Фрэнсис Робишек. Курение / Пер. с англ. И.С. Анофриев

Растения, вызывающие при употреблении необычные состояния, всегда считались наделенными сверхъестественной силой. Они были незаменимы при проведении религиозных церемоний, а также во врачевании. Эти растения либо воспринимались как символ либо употреблялись различными способами, в число которых входило и курение. Одним из растений, которым постоянно приписывается религиозное значение, является табак — вклад Нового Света в богатство мировой флоры. Другие пригодные для курения растения, вроде гашиша или опиума, первоначально выращиваемых на Ближнем Востоке, никогда не играли в религиозных ритуалах сопоставимой роли. Однако, совсем недавно некоторые религиозные группы на Среднем Западе в США заявили, что курение гашиша является существенной частью их религиозных ритуалов.

Род Nicotiana (табак) включает 74 вида, из которых 72 изначально произрастали в Северной Америке. Nicotiana fragrans и Nicotiana suaveolens —австралийские дикие виды табака, которые не использовались для курения до прибытия европейцев на континент. Самыми распространенными видами табака являются Nicotiana rustica и Nicotiana tabacum. Другие виды, например, Nicotiana bigelovii и Nicotiana attenuata, так же были дикими и произрастали на западе современных Соединенных Штатов. Выращивание этих видов стало единственным сельскохозяйственным достижением индейских племен Калифорнии, севера Великих равнин и Северо-западного побережья.

В старых описаниях, принадлежащих коренным американцам и европейцам, говорится, что табак — это крепкое, вызывающее привыкание и оказывающее очевидное галлюцинаторное воздействие растение. Сегодняшний табак таких эффектов не вызывает. Коренные американцы могли использовать более сильные смеси, или же табак только индуцировал состояние, при котором человеку было легче достичь измененного сознания.

Возможно, что первоначально табак потреблялся только шаманами, жрецами и знахарями. Имеющиеся у нас данные позволяют судить, что листья табака и сделанные из них смеси высоко почитались людьми; те же, кому удавалось добыть или вырастить табачные листья, преподносили их в дар земным и небесным владыкам. Много позже, благодаря обмену ритуальными обычаями, изобилию табака в определенных местах и, конечно же, европейскому влиянию, курение табака стало повсеместным; однако, коренные народы обеих Америк продолжали воспринимать эту привычку как священнодействие.

Северная Америка. Изначально табак был диким видом. Культурным растением он стал в Северной Америке одновременно с маисом; существовал два основных способа его употребления: курение трубок и сигарет или жевание. Табачные трубки были найдены археологами на стоянках корзинщиков (некоторые датируются временем не ранее 2500 лет до н.э.) на юго-западе континента.

Индейские племена Великих равнин в изготовлении трубок быль столь же искусны и умелы, сколь эстетически чутки и аккуратны. Как писал Питер Фюрст,

«Ни одна вещь, неважно, насколько поразительна и сложна ее образность, не может выразить огромную глубину эмоций, верований и ритуалов, само представление об окружающем мире и его происхождении, взаимосвязь и взаимозависимость полов и, разумеется все богатство отношений между людьми и священными небом и землей так, как это делают традиционные курительные принадлежности коренных американцев» (Furst, 1982).

Сделанные из катлинита знаменитые трубки Великих равнин должны были представлять плоть и кровь ушедших предков и мертвых бизонов, слившихся воедино и обращенных в камень. Катлинит добывался племенами ота и айова на юго-западе современной Миннесоты. В XVII веке их заменили сиу-говорящие группы, ставшие единственными обладателями залежей священного камня и потому вынудившие остальные племена покупать его у себя.

Чаша и мундштук ритуальной трубки держались отдельно друг от друга, когда она не использовалась по назначению: по отдельности эти предметы не имели сверхъестественной силы. Во многих племенах женщины вырезали декоративные узоры на мундштуках — мужских символах, а мужчины украшали чаши — женские символы. Ни одна церемония или ритуал у индейцев Великих равнин не проходила без курения трубок, которые бережно хранились в узелке с лекарствами. Когда индеец умирал, его личный табак и трубка клались к нему в могилу.

Местное название курительной смеси — kinnikinnick. На языке алгонкинов это слово буквально и означает «смесь». Алгонкины смешивали табак с другими видами растений: сумахом, толокнянкой, ромашкой, кизиловой корой. Помимо табака для курения использовались и другие растения, но ни одно из них не обладало священной сущностью, которая приписывалась табаку.

Индейцы Северо-Западного побережья познакомились с курением, благодаря европейским первопроходцам, которые обнаружили, что местные жители жуют табак с известью. Эти племена приберегали табак для самых важных ритуалов, особенно — для поминальных пиров в честь мертвых. Курительные трубки вырезались из дерева или кости и украшались изображениями животных или мифологических сцен. Шаманы курили трубки для того, чтобы напрямую общаться со своими духами хранителями, а также во время целительных ритуалов. Для них табак являлся символом мирового равновесия и божественного благоволения, передаваемого каждому новому поколению людей.

Южная Америка. Виды Nicotiana tabacum и Nicotiana rustica были получены путем селекции или гибридизации в Южной Америке: возможно, в Перу, Эквадоре, Боливии и северной Аргентине. Даже сегодня табак популярен у многих коренных народов, но курят его редко. Наиболее предпочтительными формами приобщения к табаку является жевание или употребление напоминающего сироп табачного сока. Табачный сок принимается орально или назально, а иногда вводится в организм как клизма. Известно, что к последнему методу прибегали инки и люди цивилизации Тиуанако в доколумбов период.

Курение табака для осуществления предсказаний практиковалось венесуэльскими племенами, которые также приносили табак в дар своим богам. Гуаджиро в Колумбии, кумана с берегов Ориноко, а также варао и шипибо-конибо с берегов Укаяли сопровождали свои целительные церемонии курением табака или же курили его перед употреблением других наркотических веществ. Пиро и мачиганга в Перу вдыхали табачный дым через нос для того, чтобы излечиться от простуды. В XVI веке европейцы переняли это старое средство.

Мезоамерика. Самые подробные изображения курения, а также самые древние и богатые свидетельства об употреблении табака в доколумбов период мы находим в искусстве майя. Само слово «сигара» происходит из языка майя; слово «табак», возможно, происходит от слова, которым в языке араваков обозначали сигары. Кроме того, существуют уникальные только для этого времени и региона изображения, на которых майя курят сигареты. Майянское искусство не зафиксировало курение трубок, поэтому весьма сомнительно, чтобы у майя существовал такой обычай. В самых первых испанских сообщениях описывается, как сигары снаружи покрывались глиной, а затем украшались; рассказывается и о маленьких трубочках из тростника, глины и других материалов, в которые засыпался измельченный табак. Эти трубочки использовались для курения или для выдувания табачного дыма.

Майя не только курили, но и жевали, лизали, ели и пили табак, о чем свидетельствуют обычаи, сохранившиеся со времен Конкисты до нашего времени. Табак как благовоние играл особенно важную роль в ритуалах исцеления. Майя считали болезни результатом сверхъестественного вмешательства, а потому традиционные методы лечения были, и остаются до сих пор, религиозными актами общения с неземными силами, в которых религия и медицина сливаются воедино.

Майя в доколумбову эпоху очень часто изображали своих владык, знать и богов курящими. Из всех божеств бог L был, похоже, самым заядлым курильщиком; бог смерти, бог дождя, бог творения D и бог-предок N лишь время от времени отдавали дань этому занятию. Бог K не только позволял себе курить время от времени, но даже изображался с дымящейся сигарой, торчащей прямо из середины лба. Некоторые животные, упомянутые в мифах и обычно представляющие некоторых богов, тоже показываются курящими. При этом первое место по частоте изображений занимают обезьяны, второе — ягуары, а третье — лягушки и жабы. Все эти животные, кроме того, являлись покровителями определенных дней или месяцев.

Благородные владыки майя также очень часто — по одиночке и в компании — изображаются курящими или держащими в руках дымящиеся сигары или сигареты. По-видимому, женщины не принимали участия в ритуалах курения, хотя женские фигуры встречаются в непосредственной близости к курящим мужчинам на множестве древних рисунков и монументов. Контекст изображаемых сцен очень разнообразен и не всегда ясен. Это и процессии сверхъестественных существ и их воплощений, и человеческие и иные жертвоприношения. Существуют изображения, увековечивающие курящих предков; судя по еще одному типу рисунков, курение было одним из способов, с помощью которого люди достигали трансовых состояний.

Лакандоны, несколько сотен индейцев майя, до сих пор обитающих во влажных лесах Чьяпаса, продолжают выращивать табак древними способами. Они верят, что Нахоч Юм Качоб, беловолосые бородатые слуги бога дождя живут на втором (считая сверху) уровне неба и там курят сигары. Кометы и метеориты считаются святящимися угольками, которые те стряхивают со своих сигар. До недавнего времени лакандоны оставляли сигары в священных местах как приношения для своих богов. Существует также специальная церемония благодарения во время сбора урожая табака. Благодарственные дары предлагаются божеству, изображенному на «божественном горшке» сидящим на иероглифе «земля» и, как правило, курящим.

Юкатанские майя считали, что Баламы, боги ветра и четырех сторон света, тоже обожали курить сигары. Когда эти боги поджигают сигары, ударяя друг о друга тяжелые камни, чтобы высечь искру, на земле слышен гром и видны молнии. Курение табака также играло большую роль в церемониях, связанных с milpa (кукурузными полями).

Майя цельталь в Осчуке на празднование нового года готовят в качестве даров тринадцать трубок, сделанных из тыквы-горлянки. Племя цоцилей приписывает табаку магические свойства и использует его как защиту от враждебных сил, например, — от Пукуха, демона смерти. Вообще большинством племен майя табак во всех формах считается лучшим средством от напастей, связанных с миром мертвых, злыми духами, демонами и всеми видами колдовства, которые могут привести к болезни или смерти. Шаман-целитель использует табак, чтобы прозреть точную причину болезни и найти способ помочь пациенту. Путешествующие майя ограждают себя от дурных воздействий жеванием табака; кроме того они носят с собой сосуды из тыквы-горлянки, наполненные табаком. Во многих районах Мезоамерики табак и курительные принадлежности кладут в могилы для того, чтобы они служили защитой духу усопшего во время путешествия по миру мертвых, а также для того, чтобы он мог принести их в качестве дара богам.

Основной объем информации об употреблении табака ацтеками мы черпаем из наблюдений и сообщений, сделанных европейцами. Хуан де Торквемада (Torquemada, 1615) писал, что тело древней богини земли Чихуакоатль, воительницы и создательницы человеческого рода, состояло из табака, а сама она считалась воплощением этого растения. Фернандо Руиз де Аларкон (Ruiz de Alarcón, 1629) описывал ритуалы в честь бога войны Уицилопочтли, которому табак преподносили вместе с другими наркотическими растениями. Фра Диего Дюран (Durán c. 1581) писал, что к очагу бога огня Шиутекутли ежедневно приносился табак, благовония и что его постоянно кропили пульке[1]. Жрецы, приготовляющие жертвы для богини Тоци (находящейся в преклонных летах повелительнице земли (или луны) и покровительнице дня Ягуара), носили за спинами наполненные табаком небольшие тыквы-горлянки; то же самое делали служители Тескатлипоки, соответствующего майянскому богу K. И в Кодексе Мендоса[2], и во Флорентийском Кодексе на изображениях священных обрядов встречаются несколько фигур, которые держат в руках тыквы-горлянки (yetecomatl) и мешочки (yequachtli) с табаком или плошки с благовониями (tlemaitl) — что является атрибутами ацтекского жречества. Табачные листья стирали в порошок или скатывали в шарики и использовали в качестве благовоний. Во время же курения его смешивали с другими травами, среди которых был и дурман обыкновенный (Datura stramonium). Во время великолепной церемонии под названием Танец цветов богиня растительности Шочикецаль приглашала других богов воссесть рядом с ней; вместе они курили и угощались прислужниками богини.

У мексиканцев табак считался защитным средством от колдовства или диких зверей, также мог использовать и для чародейства. Фра Бернардино де Саагун (1569-1582) описывает охоту на змей, которые слабели или даже замирали, когда в них бросали табачный порошок.

Тотонаки из Папантла-де-Оларте считали, что табак защищает не только от змей, но и от умерших; они также предлагали его в дар таинственным владыкам леса. Куикатеки использовали дикий табак в ритуалах, проводимых на вершинах холмов или в пещерах. У масатеков целитель использует мазь из измельченного табака и извести, чтобы сделать беременную женщину неуязвимой для колдовства. Тласкаланы приносили табак в дар своему богу войны Камакстли. Касики Мичоакана присылали шарики из табачных листьев, орлиные перья и две окровавленные стрелы в стан врага, чтобы объявить начало войны. Уичоли считали табак особо ценной собственностью Деда-Огня. Они изготовляли маленькие табачные шарики, протыкали их перьями и заворачивали их в маисовые листья. Во время паломничеств полученные таким образом «сигареты» носили в маленьких тыквах-горлянках, привязанных к колчанам, что должно было символизировать рождение табака. По окончании паломничества уичоли поджигали и курили табак в честь Деда-Огня.

Все эти древние и современные сообщения свидетельствуют, что ацтеки и многочисленные племена, живущие между майя и северо-американскими индейцами, использовали табак как благовоние, напиток или курительный материал. Курение священных трав также практиковалось богами. Табак во всех своих формах и при всех способах потребления рассматривался как вещество, наполненное святостью, как дар богов и как приношение для сверхъестественных небесных или подземных сил, а также как средство общения с этими силами.

 

Библиография

Arents, George. Tobacco. 5 vols. Edited by Jerome E. Brooks. New York, 1937-1952; Duran, Diego. Los dioses y ritos and El calendario (c. 1581) translated by Fernando Horcasitas and Doris Heyden as Book of the Gods and The Ancient Calendar. Norman, Okla., 1971; Furst, Peter T. Hallucinogens and Culture. San Francisco, 1976; Furst, Peter T., and Jill L. Furst. North American Indian Art. New York, 1982; Harner, Michael J., ed. Hallucinogens and Shamanism. Oxford, 1973; Robicsek, Francis. The Smoking Gods. Norman, Okla., 1978; Ruiz de Alarcón, Hernando. Tratado de las supersticiones de naturales de esta Neuve España (1629). Translated and edited by J. Richard Andrews and Ross Hassing as Treatise on the Heathen Superstitions That Today Live among the Indians Native to This New Spain, 1629. Norman, Okla., 1985; Sahagun, Bernardino de. Historia general de las cosas de la Nueva España (compiled 1569-1582; first published 1820). Translated by Arthur J. O. Anderson and Charles E. Dibble as Florentine Codex: General History of the Things of New Spain, 13 vols. (Santa Fe, N. Mex., 1950-1982)[3]; Torquemada, Juan de. De los viente y un libros rituales y monarquia indiana (1615). 3d ed. Mexico City, 1975; Tozzer, A.M. A Comparative Study of the Mayas and the Lacandones. New York, 1907.

Энциклопедия религии (1987)

 

[1]   Алкогольный напиток из сока агавы. – здесь и далее прим. пер.

[2]   На русском языке см.:  Талах В.Н., Куприенко С.А. Америка первоначальная. Источники по истории майя, науа (астеков) и инков./Ред. В. Н. Талах, С. А. Куприенко. К.: 2013.

[3]   На русском языке см.: Бернардино де Саагун, Куприенко С.А. Общая история о делах Новой Испании. Книги X-XI: Познания астеков в медицине и ботанике / Ред. и пер. С. А. Куприенко. К.: 2013.