Объективное объяснение причин, по которым люди верят в Бога, не очень популярно. Как и в предшествующих исследованиях секса, смерти и происхождения человечества, применение современных методов к изучению священных предметов является табу. Ученые могут столкнуться с сопротивлением, начиная от тихой, но глубокой неприязни и заканчивая прямым физическим насилием. Работая над этой книгой, я испытал и то, и другое.
Несмотря на множество причин для этого сопротивления, в глаза бросаются два важных момента. Во-первых, данная тема чрезвычайно деликатна. Поскольку ученые, изучающие поведение (специалисты, наиболее компетентные в данном подходе к религии), сами являются людьми, проблема Бога [the God Problem] затрагивает также и их собственную жизнь. Трудно соблюдать аналитическую дистанцию между объективным и субъективным смыслами, особенно в тех случаях, когда результат может поставить под вопрос вашу собственную жизнь.
Вторая важная причина заключается в том, что ученые, пишущие о проблеме Бога, сохраняют, зачастую искусственно, различие между религиозными феноменами и всеми остальными формами человеческого поведения. Авторам, которым необходима эта дихотомия, свойственна явная приверженность к сохранению статус-кво. Их навязчивое стремление писать происходит из того же источника, что и их личные опыты Бога [God Experiences].
Объективное понимание опыта Бога [the God Experience] – это больше, чем просто очередные философские изыскания. Сообщения о значимой и глубокой личной связи с богами, например с Аллахом, Иеговой, Яхве или даже Великим Космическим Целым, – довольно распространенные паттерны поведения. Один короткий момент опыта Бога способен изменить жизнь человека. Будучи встроенным в правила человеческой культуры, набор таких опытов может сформировать динамическое ядро религиозного движения.
В этой книге, анализируя проблему Бога, мы опираемся на принципы научения и работы головного мозга. После введения, посвященного различным опасностям, которые таит в себе опыт Бога, а также возможным реакциям людей с разными верованиями на нашу книгу, мы излагаем первый компонент объяснения. Он позволяет практику прогнозировать условия и содержание сообщений о Боге.
В главах 2 и 3 содержится биологический компонент объяснения. Главный вывод заключается в том, что опыты Бога – продукт человеческого мозга. Стимуляция определенных участков головного мозга приводит к опытам Бога, ограниченным историей научения конкретного человека. По-видимому, эти опыты появляются у человеческого вида в качестве средства борьбы с развитой способностью предугадывать неприятные события.
Мы полагаем, что опыты Бога коррелируют с транзиторными электрическими колебаниями в височной доле человеческого мозга. Эти височно-долевые транзиенты (ВДТ) [temporal lobe transients (TLTs)] – нормальные изменения, вызванные наступлением зрелости, необходимостью экзистенциального выбора, горем, утомлением и разнообразными физиологическими состояниями. Продуцирование ВДТ приводит к интенсивному чувству значимости, глубины и уверенности.
Конкретное содержание индивидуального поведения, которое люди называют «опытом Бога», зависит как от конкретной задействованной области височной доли, так и от истории научения человека. Несмотря на то, что в опытах Бога доминирует многообразие индивидуальных образов, эти опыты содержат общие лейтмотивы «знания», вынужденного мышления, внутренних голосов, близкого знакомства и ощущений восхождения. В более крайних случаях опыты Бога связаны с расстройствами личности и эпилептоидными галлюцинациями.
Ощущение достоверности опыта Бога зависит от уверенности каждого конкретного человека в своей собственной уникальности. Выводы из данного умозаключения мы описываем в Главе 4. Из-за огромной силы присущей всем нам эгоцентрической референции люди считают, что индивидуальный опыт – это объективный критерий определенных классов феноменов, в особенности опыта Бога.
В Главе 5 мы рассматриваем механизм, позволяющий сохранять концептуальные противоречия в опыте человека. Верующие будут существовать до тех пор, пока возможна изоляция неубедительных субъективных доказательств от реального мира публичной верификации. Это разделение сохраняется за счет периодических нарушений памяти и свойственной людям склонности усваивать религиозное поведение в конкретных ситуациях. Также ему способствует поиск групп единоверцев.
В основе надежды [expectancy] на существование Бога лежат ранние паттерны научения, приобретенные в детском возрасте. В течение этого периода, когда каждый из нас полностью зависит от своих родителей, устанавливается ассоциация между беспомощностью и обращением за помощью к стимулам, связанным с Богом [God stimuli]. Процесс формирования этой надежды мы рассматриваем в Главе 6.
Самая большая часть работы (Глава 7) посвящена анализу роли языка в появлении страха смерти. Язык или некая соответствующая символическая система – это главные инструменты, с помощью которых мы предугадываем нашу собственную смерть задолго до того, как она произойдет. Используя подходящую комбинацию связанных с Богом слов [God-related words], представители всех человеческих культур находят способы, чтобы уменьшить страх перед своим смертным часом.
Все религиозные аргументы основываются на языковых играх и прибегают к упрощенным, эмоционально нагруженным концептам, вращающимся вокруг глубоких чувств, которым человек приписывает особую значимость. Техники, позволяющие встроить религиозное поведение в социальную структуру культуры, рассматриваются в Главе 8. Несмотря на то, что рациональные обоснования могут меняться от одной религии к другой, формы практической реализации остаются на удивление сходными.
Характеристики религиозной личности мы описываем в Главе 9. Некоторым людям свойственно переживать множество опытов, в то время как у других за всю жизнь случаются один или два опыта. Пополняют ли люди из второй категории ряды обычных прихожан? Увеличивается ли у первых число патологических симптомов при обращении в ту или иную религиозную традицию? Кроме того, мы подробно рассматриваем опасности, которые таит в себе мышление религиозной личности, сталкивающейся со сложным политическим решением.
В последней главе сравниваются внутренние положительный и отрицательный потенциалы опыта Бога. Если опыт Бога глубоко укоренен в структуре человеческого мозга, то существуют ли особые стимулы, его запускающие? Нам известно, что некоторые социальные обстоятельства вызывают массовые ривайвелистские мании. Существуют ли естественные обстоятельства, которые c равным успехом приводят к таким результатам? Если особые электрические паттерны в головном мозге являются опытом Бога, можно ли использовать передовые технологии, чтобы контролировать человечество?
Кроме того, существуют и положительные возможности. В число наиболее необычных и обещающих открытий современной медицины входят лечебные действия методик, направленных на достижение опыта Бога. Имеет ли человеческая личность определенные аспекты, полностью подконтрольные родительским стимулам? Можно ли их свести к вере в Бога и эффективно использовать для смягчения телесных болезней?
Эта книга – синтез нескольких лет клинических и академических исследований. Анамнестические данные мы собирали посредством интервьюирования обычных людей до, во время и после периодов личностного кризиса. Большая часть нейропсихологических выводов основывается на экспериментах, изначально направленных на выяснение неврологической основы паранормальных опытов. В скором времени стало очевидно, что мы исследуем более распространенный и психический по своей сущности феномен.
Систематические экстраполяции концепций, представленных в данной книге, иногда были для меня не менее удивительными, чем покажутся читателю. Я не пытаюсь смутить какую-либо конкретную группу верующих. Моя основная посылка заключалась в следующем: если что-то является истинным, то никакие возражения никогда не изменят этого.
Michael A. Persinger. Neuropsychological Bases of God Beliefs. – New York: Praeger Publishers, 1987.
"Объективное объяснение причин, по которым люди верят в Бога, не очень популярно. Как и в предшествующих исследованиях секса, смерти и происхождения человечества, применение современных методов к изучению священных предметов является табу." — с этим мы согласны, говорили об этом не раз и даже понимаем почему оно так.
Тем более интересны результаты данного исследования.
Где можно познакомиться с книгой или приобрести?
Однако…"Нейропсихолоические основы" памяти и веры человеческого сознания давно "на поверхности", изучай, не хочу. Да только вот к формированию образа бога они имеют такое же отношение, как к формированию образа таблицы умножения или порочной маниакальности — внутреннее основание возможности (необходимое).
А вот достаточное основание…никакого отношения, ни к нейрофизиологии, ни даже к психологии индивида отношения совершенно не имеет. Как и бог, всегда являющийся совершенно внутренним образом личности…всегда выносится за её пределы, иначе "погибает".
Да, именно! Но шаг всё же делают — пытаются искать частицу Бога — даже коллайдер сконструировали :)
Вильям, в течение двух недель на сайте должны появиться две переведенные главы. Книга сама на русский язык не переведена, могу выслать библиографические данные, если нужно.
Александр, говоря, что "к формированию образа бога они имеют такое же отношение, как к формированию образа таблицы умножения", Вы на чем-то основываетесь, кроме своего мнения?
Павел, спасибо — буду рад, если сбросишь; и с нетерпением ждем переводы.