Джон Мортон. ГЕЗА РОХЕЙМ / Пер. с англ. И.С. Анофриев

Геза Рохейм родился в 1891 году в Будапеште и умер в 1953 году в Нью-Йорке. В 1938 году он эмигрировал из Венгрии в США. Геза Рохейм был единственным ребенком в богатой еврейской семье. Уже в раннем возрасте он проявлял глубокий интерес к фольклору, а поэтому впоследствии пожелал изучать этнологию в Лейпциге и Берлине. Именно в это время Рохейм открывает для себя работы Зигмунда Фрейда и его последователей и с большим энтузиазмом принимается за их изучение. Этот шаг в будущем принесет ему славу первооткрывателя психоаналитической антропологии.

В 1915-1916 гг. Рохейм проходил курс психоанализа у своего соотечественника и члена фрейдовского «внутреннего круга» Шандора Ференци. Позднее, в 1928-1931 гг. вместе со своей супругой Илонкой Рохейм он предпринял ряд полевых исследований в нескольких точках мира, включая Сомали, остров Норманби (ныне — территория Папуа-Новой Гвинеи) и Аризону. Наиболее значимые наблюдения были сделаны им в Центральной Австралии, где он проживал в течение девяти месяцев (1929 г.) среди аборигенных народов аранда, лоритья и питянтятяра. Рохейм стал первым этнографом, получившим полную психоаналитическую подготовку, и первым же антропологом, целиком полагавшимся в своей работе на методологию Фрейда. Рохейм оказался весьма плодовитым автором, о чем свидетельствуют его многочисленные статьи и книги, посвященные, главным образом, проблемам религии, магии и фольклора.

В 1925 году Рохейм публикует объемную книгу «Австралийский тотемизм» (Australian Totemism), в которой предпринят разбор существующей на тот момент этнографической литературы об австралийских аборигенах. Он взялся за этот труд для того, чтобы дополнить и расширить теорию первобытной орды, изложенную Фрейдом в работе «Тотем и Табу» (1913). Подобно Фрейду, Рохейм представлял себе австралийских аборигенов чем-то вроде «дикарей каменного века»; поэтому они считались пригодным материалом для проверки эволюционистской теории тотемизма как изначальной формы религии. «Австралийский тотемизм» Рохейма, как «Тотем и табу» Фрейда, на основе сведений об австралийских мифах, ритуалах и других феноменах создает своего рода психоисторию человечества. Анализ сложных символических трансформаций позволяет реконструировать доисторический переход от природы к культуре. В этой работе Рохейм всеми силами стремится подтвердить идею Фрейда о том, что тотемизм как изначальная форма религии обретает более «человеческую» форму вследствие проекции образа отца на тотемические виды. Кроме того, он утверждает, что тотемизм имеет еще и «проточеловеческую» форму, которая обязана своим происхождением проекции материнских символов на окружающую среду.

Рохейм несколько изменяет оценку «первобытной» культуры и религии после проведения собственных полевых исследований. С 1932 года и до конца жизни он публикует несколько работ, отличающихся обилием этнографических примеров и теоретическим новаторством. Так, например, он уделяет меньше внимания теории первобытной орды, а также начинает сомневаться в том, что символическое преодоление эдипова комплекса поддерживается филогенетической памятью. В то же время Рохейм продолжает интересоваться психоисторией, переключаясь на функционалистские теории. С их помощью он пытается создать то, что он сам называл «онтогенетической интерпретацией культуры». Рохейм считал, что культуры различаются между собой в зависимости от различаемой внутри них «травматической типологии». Последняя определяет формирование особых типов взрослой личности (позднее известных как «модальные личности»), а также влияет на систематическое воспроизведение механизмов защиты и сублимации.

Рохеймова интерпретация религии полностью укладывается в границы этой общей теории культуры. Таким образом оказывается, что тотемические боги аборигенов Австралии, например, обязаны своим происхождением детской фрустрации, вызванной переживанием первичной сцены Демоны, то есть «злые родители» проецируются во вне, на окружающий мир, во имя сохранения целостности Я. Эти демонические образы закладывают основу тотемической религии, превращаясь в племенных богов (тотемических героев) во время инициаций зрелости. Приобщение к мужскому культу как бы обращает вспять процессы защиты Я и способствует дальнейшему формированию Сверх-Я. Соответственно и ранее вызывавшие страх демонические образы преобразуются, интроецируются и становятся уважаемыми и почитаемыми предками-охранителями порядка. Рохейм полагает, что религиозные символы этого порядка (то есть священные предметы, репрезентирующие предков), обретают свою форму сообразно с демоническими детскими проекциями.

Рохейм всегда оставался непоколебим в своей верности Фрейду и почти никогда не высказывался открыто против основных положений теории первобытной орды о происхождении религии. Не принимая фрейдовскую концепцию «массового сознания», Рохйем, тем не менее, весьма своеобразно развивает некоторые общие идеи, предложенные в «Тотеме и табу», а также несколько по-иному расставляет акценты. Рохейм, как и Фрейд, полагал, что религия коренится в почитании предков и что психоаналитическая «проблема отца» имеет непосредственное отношение к символическому созданию божеств. Опять же следуя Фрейду, он понимал практику обожествления предков как один из существенных признаков процесса культурной трансмиссии. Но, в отличие от Фрейда, Рохейм проявлял глубокий интерес к до-эдиповой стадии развития, то есть к «проблеме матери». Именно в том, что Рохейм уделил должное внимание женским аспектам происхождения и функционирования религии, заключается оригинальность его подхода. Кроме того, ему удалось связать многие психоаналитические проблемы с современной ему антропологической методологией, основанной на полевых исследованиях и концепции культурного релятивизма. Фрейд никогда не работал с «первобытными религиями» напрямую, Рохейм же имел возможность созерцать их во плоти. Отчасти именно поэтому он, в отличие от Фрейда, не спешил объявлять «первобытную» и вообще любую религию невротической иллюзией.

 

Библиография

Dadoun, Roger. Geza Roheim et l’essor de l’anthropologie psychanalytique. Paris, 1972. Книга, полностью посвященная жизни и творчеству Рохейма.

Roheim, Geza. Australian Totemism: A Psycho-Analytic Study in Anthropology. London, 1925. Первая крупная антропологическая работа Рохейма. Представляет собой энциклопедический обзор этнографической литературы об Австралии, подкрепляющий фрейдовскую версию психической истории человечества, основанную на теории первобытной орды. Также здесь представлена последовательность фаз религиозного развития у австралийских аборигенов.

Roheim, Geza. Animism, Magic, and the Divine King. London, 1930. Психоаналитическое размышление над антропологическими проблемами, поставленными Эвардом Барнеттом Тайлором и Джеймсом Фрэзером.

Roheim, Geza. “Psycho-Analysis of Primitive Cultural Types”. International Journal of Psycho-Analysis 13,nos. 1-2 (1932): 1-224. Самый известный отчет Рохейма о результатах полевых исследований в Австралии, Сомали и на острове Норманби. Содержит отдельную главу о тотемических ритуалах в центральной Австралии.

Roheim, Geza. The Riddle of the Sphinx; or Human Origins. Translated by R. Money-Kyrle. London, 1934; reprint, New York, 1974. Первая крупная работа Рохейма, написанная после полевых исследований. Содержит обсуждение идеи «первобытной религии» в связи с центрально-австралийским тотемизмом. Представленный материал интерпретируется в терминах «онтогенетической теории культуры». Репринтное издание предваряет очерк «Roheim and the Beginnings of the Psychoanalytic Anthropology», написанный Вернером Мюнстербергером и Кристофером Никольсом.

Roheim, Geza. The Origin and Function of Culture. New York, 1943. Самое полное изложение теоретической позиции Рохейма.

Roheim, Geza. The Eternal Ones of the Dream. A Psychoanalytic Interpretation of Australian Myth an Ritual.New York, 1945. Одна из основных работ, написанных после полевых исследований, дополняющая первоначальную позицию Рохейма по поводу тотемизма.

Roheim, Geza. The Gates of the Dream. New York, 1952. В этой работе прослеживается роль сновидений и регрессии в связи с анимизмом, шаманизмом, фольклором и мифологией.

Roheim, Geza. The Panic of the Gods and Other Essays. Edited by Werner Muensterberger. New York, 1972. Сборник статей о религии из журнала Psychoanalytic Quarterly. Включает статью редактора, в которой дается оценка рохеймовой теории происхождения религии.

Roheim, Geza. Children of the Desert, vol. 1: The Western Tribes of Central Australia. Edited by Werner Muensterberger. New York, 1974. Первая часть крупного этнографического труда, подготовленного незадолго до смерти Рохейма. Предваряется вступительным очерком редактора.

Roheim, Geza. Children of the Desert, vol. 2: Myths and Dreams of the Aborigines of Central Australia. Edited by John Morton and Werner Muensterberger. Sydney, Australia, 1988. Вторая часть крупного этнографического труда, подготовленного незадолго до смерти Рохейма. Предваряется вступительным очерком Джона Мортона о вкладе Рохейма в этнографию Австралии.

Voigt, Vilmos, ed. “Psychoanalytic Study in Honor of Geza Roheim”. Acta Ethnographica Hungarica 38, nos. 1-3 (1993): 1-67. Сборник статей на английском и французском языках, посвященных или вдохновленных творчеством Рохейма.

 

Джон Мортон

Энциклопедия религии (2005)