Рауль Бирнбаум. МАНДЖУШРИ/ Пер. с англ. И.С. Анофриев

Манджушри — очень важный персонаж в пантеоне буддизма махаяны; он бодхисаттва, один из многих небожителей, из сострадания отложивших блаженство окончательного просветления, пока другие существа не будут избавлены от страданий. Манджушри, ассоциируемый, главным образом, с мудростью, — ключевой персонаж во многих махаянских текстах; кроме того, во многих странах, где процветал буддизм махаяны, в его честь отправлялся весьма впечатляющий культ. Имя Манджушри означает «красивое сияние». Другие имена и эпитеты свидетельствуют о его связи с речью (Вагишвара, «господь речи») и о молодости его облика (Кумарабхута, «находящийся в юном теле» или «бывший царевич»). Манджушри часто называют «князем учения», поскольку ему предстоит стать буддой; будучи учителем запредельной мудрости (праджняпарамита) он также зовется «прародителем будд».

ManjushriВ маханяских текстах Манджушри чаще всего выступает как собеседник; во время проповедей Дхармы Манджушри, как старший бодхисаттва, часто обращается к Будде Шакъямуни и испрашивает его наставлений. Несмотря на то, что ранних махаянских текстах о запредельной мудрости Манджушри еще не отводится главная роль, со времен он становится известен именно вследствие обладания этим качеством и в дальнейшем оказывается связан с соответствующей текстовой традицией как ее покровитель. Самые распространенные художественные изображения и литературные описания (сюда относятся сутры, ритуальные тексты и руководства по медитации) представляют Манджушри златокожим шестнадцатилетним царевичем, увенчанным пятизубчатой короной. В правой руке он держит символизирующий различающее сознание меч, отсекающий невежество и иллюзии и указывающий путь к истине, а в левой — Праджняпарамита-сутру («Сутру запредельной мудрости»), поскольку он является хранителем и наставником ее учения. Манджушри восседает верхом на льве, символизирующем раскатистой звучание высочайшей мудрости.

Как мы уже упомянули, Манджушри является очень значимой культовой фигурой. Пожалуй, самым впечатляющим местом отправления культа Манджушри может считаться храмовый комплекс Утайшань («Гора пяти высот») в горах Северного Китая. До середины XX века сюда съезжались паломники со всей Азии, дабы узреть бодхисаттву мудрости. Сначала здесь располагалось лишь небольшое горное святилище; со временем вся его окрестность стала считаться священным владением Манджушри, а к середине XVIII века здесь уже существовал процветающий центр международного паломничества. Комплекс Утайшань включал в себя 72 крупных монастыря и святилища, а также бесчисленное количество отдельных отшельнических жилищ.

Согласно традиционным представлениям, Манджушри является бодхисаттвой десятой ступени (бхуми) — высшего уровня, предшествующего полностью просветленному состоянию. Он постоянно погружен в медитативное состояние, называемое «героическое бесстрашие» (шурамгамасамадхи); в следствие чего он способен являть себя в этом мире повсюду (в том числе и на горе Утайшань), чтобы оказывать помощь всем живым существам. Утайшань считалась главным местом манифестаций Манджушри по двум причинам: во-первых, многие известные личности неоднократно удостаивались лицезреть бодхисаттву мудрости именно в этом месте; во-вторых, эти видения впоследствии легитимировались письменной традицией, куда они попадали в форме пророчеств. Самым наглядным примером может послужить Аватамсака-сутра («Цветочная гирлянда сутр»), в которой Шакъямуни предрекает, что в будущей (то есть уже нынешней — перев.) эпохе Манджушри будет восседать на Горе пяти вершин в Северном Китае. Согласно рассказам паломников, Манджушри являет себя во множестве форм, на чаще всего упоминаются: сияющий шар, пятицветное облако, сидящий верхом на льве юноша или старец. Священным местопребыванием Манджушри считались также горные вершины Гималаев и Центральной Азии (включая гору Госрнга в оазисе Хотан). Но, в отличие от Утайшань, эти географические точки большой известности среди буддистов не получили. Дополнительным элементом взаимосвязи между Манджушри и горными вершинами является непременное участие бодхисаттвы в непальских этиологических мифах: некогда Манджушри своим мечом прорубил проход в горах, чтобы осушить огромное озеро, в результате чего образовалась долина Катманду.

За неустанный поиск мудрости Манджушри особенно почитался в традициях чань и дзэн. Кроме того, его образ тесно связан с учением нескольких тантрических школ, поскольку Манджушри одновременно является хранителем запредельного знания и защитником и наставником тех, кто этого знания ищет.

Хотя роль Манждушри в буддийском пантеоне заключалась в защите знания и поощрении идущих по пути мудрости, в целом ряде трактатов, ритуальных текстов, а также в народной традиции его культовые функции оказываются более разнообразными, чем те, что предписываются ему в буддийской философии.

 

Библиография 

Образцовым кросс-культурным систематическим исследованием образа Манджушри является весьма информативная работа Lamotte, Etienne. “Manjushri”, T’oung pao 48 (1960): 1-96. Глубокий анализ восточно-азиатских изображений Манджушри с акцентом на их религиозное значение, а также целую главу, посвященную культу Утайшань в период династии Тан, можно найти в моей книге Birnbaum, Raoul. Studies on the Mysteries of Manjushri, Society for the Study of Chinese Religions Monograph No. 2 (Boulder, 1983). Перевод одного из самых значимых посвященных манджушри тантрического текста — Манджушри-нама-сангити-сутры — был выполнен Алексом Уэймэном (Alex Wayman), см.:Chanting the Names of Manjushri (Boston, 1985).

 

Новые источники

Lopez, Donald S. Religions of India in Practice. Princeton, 1995.

Lopez, Donald S. Religions of China in Practice. Princeton, 1996.

Wallis, G. Meditating the Power of Buddhas: Ritual in the Manjushri-mulakalpa. Albany, N.Y., 2002.

 

Рауль Бирнбаум

Энциклопедия религии (1987)

дополненная библиография