Манджушри — очень важный персонаж в пантеоне буддизма махаяны; он бодхисаттва, один из многих небожителей, из сострадания отложивших блаженство окончательного просветления, пока другие существа не будут избавлены от страданий. Манджушри, ассоциируемый, главным образом, с мудростью, — ключевой персонаж во многих махаянских текстах; кроме того, во многих странах, где процветал буддизм махаяны, в его честь отправлялся весьма впечатляющий культ. Имя Манджушри означает «красивое сияние». Другие имена и эпитеты свидетельствуют о его связи с речью (Вагишвара, «господь речи») и о молодости его облика (Кумарабхута, «находящийся в юном теле» или «бывший царевич»). Манджушри часто называют «князем учения», поскольку ему предстоит стать буддой; будучи учителем запредельной мудрости (праджняпарамита
В маханяских текстах Манджушри чаще всего выступает как собеседник; во время проповедей Дхармы Манджушри, как старший бодхисаттва, часто обращается к Будде Шакъямуни и испрашивает его наставлений. Несмотря на то, что ранних махаянских текстах о запредельной мудрости Манджушри еще не отводится главная роль, со времен он становится известен именно вследствие обладания этим качеством и в дальнейшем оказывается связан с соответствующей текстовой традицией как ее покровитель. Самые распространенные художественные изображения и литературные описания (сюда относятся сутры, ритуальные тексты и руководства по медитации) представляют Манджушри златокожим шестнадцатилетни
Как мы уже упомянули, Манджушри является очень значимой культовой фигурой. Пожалуй, самым впечатляющим местом отправления культа Манджушри может считаться храмовый комплекс Утайшань («Гора пяти высот») в горах Северного Китая. До середины XX века сюда съезжались паломники со всей Азии, дабы узреть бодхисаттву мудрости. Сначала здесь располагалось лишь небольшое горное святилище; со временем вся его окрестность стала считаться священным владением Манджушри, а к середине XVIII века здесь уже существовал процветающий центр международного паломничества. Комплекс Утайшань включал в себя 72 крупных монастыря и святилища, а также бесчисленное количество отдельных отшельнических жилищ.
Согласно традиционным представлениям, Манджушри является бодхисаттвой десятой ступени (бхуми) — высшего уровня, предшествующего полностью просветленному состоянию. Он постоянно погружен в медитативное состояние, называемое «героическое бесстрашие» (шурамгамасамадх
За неустанный поиск мудрости Манджушри особенно почитался в традициях чань и дзэн. Кроме того, его образ тесно связан с учением нескольких тантрических школ, поскольку Манджушри одновременно является хранителем запредельного знания и защитником и наставником тех, кто этого знания ищет.
Хотя роль Манждушри в буддийском пантеоне заключалась в защите знания и поощрении идущих по пути мудрости, в целом ряде трактатов, ритуальных текстов, а также в народной традиции его культовые функции оказываются более разнообразными, чем те, что предписываются ему в буддийской философии.
Библиография
Образцовым кросс-культурным систематическим исследованием образа Манджушри является весьма информативная работа Lamotte, Etienne. “Manjushri”, T’oung pao 48 (1960): 1-96. Глубокий анализ восточно-азиатск
Новые источники
Lopez, Donald S. Religions of India in Practice. Princeton, 1995.
Lopez, Donald S. Religions of China in Practice. Princeton, 1996.
Wallis, G. Meditating the Power of Buddhas: Ritual in the Manjushri-mulaka
Рауль Бирнбаум
Энциклопедия религии (1987)
дополненная библиография