БАБА-ЯГА, персонаж русского фольклора, представленный в образе ведьмы и людоедки, в славянской мифологии является древней богиней смерти и возрождения и ведет свое происхождение из протоиндоевропейского матриархального пантеона божеств. В славянских (в основном русских) сказках Баба-Яга обитает в ночном мраке, в глубине леса, вдали от мира людей. В разное время она изображается и как злая кикимора, поедающая людей, особенно детей, и как мудрая старуха-предсказательница. Внешне она высока, костлява в ногах, с головой, напоминающей пест ступки, длинным носом и взъерошенными волосами. Случается, она предстает в виде молодой женщины, иной раз – в виде двух сестер, одной молодой, а другой старой. В животном мире образу Бабы-Яги соответствует птица или змея, при этом Баба-Яга способна в мгновение превратиться в лягушку, жабу, черепаху, мышь, краба, лисицу, пчелу, кобылу, козу или любой неодушевленный предмет.
Баба-Яга никогда не ходит пешком; она либо летает в пылающей ступе, либо лежит в своей избушке на печи, на лавке, на полу или же вытянувшись от одного конца избушки до другого. Забор вокруг ее домика сложен из человеческих костей, его верх украшен человеческими черепами с неповрежденными глазами. Калитка крепится не болтами, а человеческими ногами и руками, рот с острыми зубами служит замком. Избушка на птичьих ногах, способная вертеться вокруг своей оси подобно шпинделю, в действительности, и есть настоящая Баба-Яга.
Лингвистический анализ составного имени Бабы-Яги обнаруживает доисторические характеристики. Yaga, от протославянского *(y)ega, означает «болезнь», «страх» и «ярость» в древнерусском, сербохорватском и словенском языках соответственно, и соотносится с литовским глаголом engti («душить», «давить», «мучить»). Ранняя форма может иметь отношение к протосамодийскому *nga, означающему «бог» или «бог или богиня смерти». Славянский этимон baba имеет значение «бабушка», «женщина», «облачная женщина» (мифическое существо, порождающее дождь) и «пеликан». Последнее подчеркивает «птичью» сущность Бабы-Яги, сопоставимую с той, которой обладает прототипическая богиня грифов и сов в европейской предыстории, олицетворяющая смерть и возрождение. В русских сказках Баба-Яга поедает людей, клюя, как птица.
В восточнославянских регионах представлен аналог Бабы-Яги мужского пола – Кощей Бессмертный. Его имя, происходящее от слова «кость», несет в себе идею умирающего и воскресающего божества, то есть божества, которое циклически умирает и возрождается. В тех сказках, где фигурирует Кощей, Баба-Яга предстает либо его матерью, либо тетей. Другой мужской эквивалент Бабы-Яги – Морозко. Баба-Яга является также «матерью ветров», подобно германской Фрау Холле (Госпоже Метелице). Другие родственники Бабы-Яги в современном фольклоре – литовская богиня Рагана и баскская богиня грифов Хозяйка Амбото.
Библиография
Shapiro, Michael. Baba-Jaga: A Search for Mythopoeic Origins and Affinities // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics 27 (1983).
Топоров В.Н. Хеттская salŠU.GI и славянская баба-яга // Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР. №38 (1963), с. 28–37.
Hubbs, Joanna. Mother Russia: The Feminine Myth in Russian Culture. Bloomington, Ind., 1988.
Мария Гимбутас
Энциклопедия религии (1987)