Роберт Грант. Эрвин Гуденаф / Пер. с англ. Т.В. Малевич

Гуденаф, Эрвин Р. (1893-1965) – американский историк религий. После обучения на методистского священника в теологической семинарии Дрю и Гарреттском Библейском Институте, Гуденаф посвятил три года новозаветной критике и иудаике в Гарвардском университете, главным образом под руководством Джорджа Фута Мура, до того как перешел в Оксфордский университет и получил степень доктора философии в1923 г. Влияние Оксфорда практически не заметно в работах Гуденафа, за исключением, возможно, обзора среднего платонизма, содержащегося в его диссертации об Иустине Мученике. В ее опубликованной версии (Йена, 1923) он не упоминает ни одного из своих преподавателей. Тем не менее, эта книга стала предзнаменованием последующих исследований Гуденафа, посвященных Филону Иудейскому, ибо в ней он раскрывает всепроникающее влияние Филона на раннехристианскую теологию.

В 1923 г. Гуденаф начинает преподавать в Йельском Университете и остается там вплоть до своей отставки; при этом он постоянно пишет статьи и книги с целью показать, что многие сферы иудаизма были подвержены греко-римскому влиянию, не только в пределах философских идей, но также и в области мистических интуиций и художественных изображений. Его книга В свете света [By Light Light], имеющая подзаголовок Мистическое учение эллинистического иудаизма [The Mystic Gospel of Hellenistic Judaism], не получила общего признания ни среди ученых-эллинистов, ни среди исследователей иудаизма, однако, как и все произведения Гуденафа, она вызвала интерес к его герою – Филону.

Издание самого главного труда Гуденафа – работы Еврейские символы в греко-римский период [Jewish Symbols in the Greco-Roman Period] – началось в1953 г. и завершилось посмертно в1968 г., составив тринадцать томов (в том числе том, содержащий ценные алфавитные указатели и карты). Началом этого поразительного сочетания фактов и научного анализа стала поездка Гуденафа в Рим, во время его пребывания в Оксфорде. В Риме он увидел катакомбные фрески и интуитивно решил, что изображения ветхозаветных сцен, должно быть, строились по еврейским образцам. Казалось, что раскопки, проводившиеся в начале 1930-х гг. в Дура-Европосе (с участием Йельского университета), подтверждают его теорию, поскольку при их проведении была обнаружена синагога третьего века, с рельефами и загадочными фресками (которые теперь хранятся в Дамаске) на библейские сюжеты.

Такие изображения, запрещенные раввинистическим учением, требовали объяснения, и Гуденаф избрал две основные стратегии к решению этой проблемы. Во-первых, он вернулся в еврейские катакомбы в Риме и посетил множество музеев в других местах, пытаясь найти символы, изображенные в Дура-Европосе и составить представление об их смысле для членов еврейских сообществ. Затем, находясь под влиянием психоаналитических методов, он приступил к объяснению их «основного» (главным образом фрейдистского) значения. Второй принцип, используемый Гуденафом, был связан с его разделением изображений на «левые» и «правые» согласно пифагорейским и гностическим представлениям, хотя сами фрески, по-видимому, были расположены «сверху-вниз».

Естественно, Гуденаф, как и другие ученые, допускал возможность или даже вероятность того, что использует слишком вольные трактовки, но всё же он предпочел пойти этим путем, чем впасть в агностицизм. Будучи «экс-христианином», как сам Гуденаф называл себя, он находил мистические теории особенно привлекательными. Его стремление говорить то, что он думает, и обращать внимание на то, во что он не верит, вызвало гнев молодого Уильяма Ф. Бакли-младшего, в работе которого Бог и Человек в Йеле [God and Man at Yale] (1951) содержались нападки на недостаточную ортодоксальность Гуденафа в обучении студентов.

В течение года, проведенного в Брандейском университете (1962-1963), Гуденаф переезжает в Кембридж (штат Массачусетс), где он и задумывает написать работу о раннем христианстве, основывающуюся на его эллинистической еврейской модели. В статье, посвященной памяти Гуденафа, его друг и бывший ученик Сэмюэл Сэндмел поднимает вопрос о возможности такой работы, учитывая незнание Гуденафом истории науки, особенно в сфере новозаветной критики. Однако Сэндмел приходит к выводу, что материалы, которые Гуденаф считал «пролегоменами» к этой предполагаемой заключительной работе, возможно, более ценны, чем любая книга об истоках христианства.

Гуденаф принимал активное участие в жизни научных сообществ, выступая в качестве редактора Журнала библейской литературы [Journal of Biblical Literature] с 1934 по 1942 гг. и президента Коннектикутской академии наук и искусств с 1947 по 1958 гг. Он играл важную роль в Американском Совете Научных Сообществ с 1953 по 1965 гг. и был членом его Комитета по истории религий. В этом учреждении влияние Гуденафа было особенно заметно, благодаря его знаниям, здравому смыслу и личному обаянию.

 

Библиография

В число работ Гуденафа о Филоне Иудейском также входят: The Politics of Philo Judaeus (1938; reprint, Hildesheim, 1967) и Introduction to Philo Judaeus (Oxford, 1940). Гуденаф частично излагает свои собственные религиозные идеи в работе Toward a Mature Faith (New York, 1955). Статья Сэмюэла Сэндмела, посвященная памяти Гуденафа, находится в сборнике аналогичных статей под названием Religions in Antiquity, вышедшем по редакцией Якоба Нойснера [Jacob Neusner] (Leiden, 1968). В числе других авторов, чьи личные воспоминания вошли в этот сборник, необходимо упомянуть Мортона Смита [Morton Smith] и Алана Мендельсона [Alan Mendelson].

 

Новые источники

Goodenough, E. R. The Jurisprudence of the Jewish Courts in Egypt: Legal Administration by the Jews under the Early Roman Empire as Described by Philo Judaeus.Union,N.J., 2002

Goodenough, E. R., and A.T. Kraabel, Goodenough on the Beginnings of Christianity.Atlanta, 1990

Goodenough, E. R., and J. Neusner, Jewish Symbols in the Greco-Roman Period.Princeton, 1988.

 

Роберт М. Грант

Энциклопедия религии (1987, 2005)