Кулиану, Ион Петру (5 января 1950 – 21 мая 1991), ученый румынского происхождения, родился в Яссах, Румыния. Кулиану принадлежал к семье, игравшей заметную роль в культурной жизни Ясс, древней столице молдавских земель. Его дед, Некулай Кулиану, был деканом Ясского университета в конце XIX-начале XX века, а также входил в состав влиятельного культурного объединения «Молодость» (Junimea), основанного в 1867 году и возглавляемого литературным критиком Титу Майореску. Интерес Кулиано к истории религий возникает достаточно рано, вопреки политическим и идеологическим обстоятельствам, сложившимся на первом этапе его научной карьеры. В 1967 году он оставляет Яссы и перебирается в Бухарест, где поступает на факультет иностранной литературы Бухарестского университета. Под руководством Нины Факон он изучает итальянскую мысль эпохи Возрождения и в 1971 году защищает диссертацию, посвященную Джордано Бруно и магической тематике в его работах. В течение кратковременной стажировки в Италии (Университет Перуджи) после окончания Бухарестского университета, Кулиану решает не возвращаться в Румынию, продолжая свою академическую карьеру уже как эмигрант. Оставшуюся часть жизни Кулиану проводит за пределами своей родины, поочередно проживая в Италии (1971-1978), Нидерландах (1978-1986) и, наконец, в США (1986-1991), где он был застрелен в уборной здания Богословской школы Чикагского университета. Согласно Терезе Кулиану-Петреску (сестра Иона Кулиану — прим. пер.) «из всех гипотез, объясняющих это убийство, только одна подкрепляется доказательствами … это было политическое убийство». Биография Кулиану включает продолжительные периоды исследовательской работы во Франции, а также частые путешествия по Европе после 1986 года.
Несмотря на затруднения, связанные с существованием в Румынии тоталитарно-коммунистического режима, в ранней юности Кулиано открывает для себя работы Мирчи Элиаде (1907-1986) и пристально их изучает. В течение многих лет Кулиану считал себя учеником выдающегося румынского историка религий. Первая книга Кулиану (1978) была посвящена Элиаде как историку религий и как писателю. Эта монография стала первой в Западной Европе попыткой систематического осмысления важнейших книг и статей, написанных Элиаде в румынский период его творчества (1924-1940/1945). Кулиану унаследовал от Элиаде интерес к наиболее перспективным областям сравнительного религиоведения, а также к литературе (после 1967 года Кулиану издавал романы на румынском, итальянском и английском языках) и к современной румынской культуре. В 1980-ых годах Кулиану считался самым преданным последователем Элиаде и в течение пяти лет был хранителем располагавшегося в Чикаго архива румынского историка религий. Элиаде и Кулиану вместе готовят издание «Справочника Элиаде по миру религий» (The Eliade Guide to World Religions, 1991), переведенных затем на разные языки, однако, несмотря на название, составление проекта и написание «Справочника» целиком является заслугой Кулиану. В семейном архиве Кулиану также сохранились четвертый и последний том «Истории веры и религиозных идей» Элиаде, отредактированный и изданный в 1990 году на немецком языке, а также имеющая большое значение длительная научная переписка между двумя учеными.
Итальянский период жизни и творчества Кулиану оказался очень продуктивным. В это время он интенсивно сотрудничает с журналами Aevum и Studi e materiali di storia delle religioni, публикуя в них большое количество статей и книжных рецензий, посвященных различным областям истории религий и отличающихся повышенным интересом к методологическим проблемам. Развитие исследовательской работы Кулиану можно проследить по публикациям в престижных журналах Numen и Revue de l’histoire des religions после 1976 года. В 1975 году он становится ассистентом своего научного руководителя профессора Уго Бьянки (1922-1995) из Католического университета Милана и приступает к написанию докторской диссертации. Результаты многолетнего изучения итальянских источников были дополнены и сведены воедино в блестящем труде, посвященном сексуальности и магии в эпоху Возрождения (Eros et magie a la Renaissance) и изданном в 1984 году в Париже. Анализируя магический подтекст религиозных практик итальянских гуманистов (Марсилио Фичино, Джордано Бруно), Кулиану демонстрирует, насколько развернувшаяся в XVI-XVII столетиях критика ренессансной мысли способствовала устранению завораживающих техник магического манипулирования из европейской религиозной жизни. В Италии Кулиану публикует также работу, посвященную гностицизму, в которую вошло интервью с Гансом Йонасом, продемонстрировавшее интерес, который румынский религиовед питал к древней гностической мысли и к современным попыткам ее возрождения (Gnosticismo e pensiero moderno: Hans Jonas, 1985). В Нидерландах, в Гронингенском университете, Кулиану преподает религиоведение и румынский язык и литературу. При этом ему удалось сделать небольшой вклад в изучение ново-латинской и румынской тематики под руководством профессора Уильяма Нумена, в честь которого Кулиану издал в 1983 году юбилейный сборник статей.
Вскоре под руководством Мишеля Меслина Кулиану начинает работать в Сорбонне над новой докторской диссертацией (doctorat d’Etat), посвященной дуализму в гностических мифах. Результатом гностических штудий стало написание двух весьма ценных работ. В первой рассматривается тема «восхождения души» в исторической и компаративной перспективе (Psychanodia I: A Survey of the Evidence concerning the Ascension of the Soul and Its Relevance, 1983), во второй же — феномены экстатических состояний, вознесения и визионерских описаний иного мира (Experinces de l’extase: Extase, ascension, et recit visionanarie, de l’hellenisme au Moyen Age, 1984). Обе книги и сейчас сохраняют свою значимость, благодаря полному обзору источников, ясному освещению одной из труднейших и в то же время завораживающих тем в религиоведении, а также критике неадекватности, необоснованных предпосылок и фактических ошибок, свойственных Германской школе истории религий. Начиная с 1980-ых годов Кулиану все больше и больше интересовался гностицизмом, попутно совершенствуясь в самых различных областях знания: антропологии, когнитивной науке, литературной критике, современной культуре.
Возможно, самым важным моментом в академической карьере Кулиану стал его переезд в США в 1986 году. Здесь он начал работать в Богословской школе Чикагского университета сначала как приглашенный, затем как ассоциированный профессор. Кулиану перенимает новый подход к исследованию различных течений гностицизма для того, чтобы на основе своих книг, посвященных дуализму в западной культуре (стоит отметить, оба существующих издания этих книг весьма отличаются друг от друга) проследить историю гностической экзегезы первых стихов книги Бытия — начиная с первых гностиков и заканчивая современными гностически ориентированными мыслителями и деятелями искусства. Благодаря классификации всех известных типов экзегезы и комбинаций этих типов, использовавшихся гностиками на протяжении столетий, Кулиану удается открыть ранее игнорируемую параллельную историю христианской догматической интерпретации, а также описать ее религиозные и мифологические модели. Открытие инвариант, существовавших на протяжении двух тысяч лет в религиозной и светской парадигмах экзегезы книги Бытия, неизбежно должно было привести Кулиану к увлечению новым подходом, связанным с когнитивными исследованиями. Намереваясь совместить исторические и филологические исследования с эпистемологией когнитивных наук, в 1990 г. Кулиану основывает международный журнал Incognita, который, однако, прекратил существование после преждевременной смерти своего творца (с 1990 по 1991 год в свет вышло всего четыре выпуска журнала). Последние работы Кулиану содержали обсуждение гипотезы о происхождении религии из игры разума. В свое последней, опубликованной уже после его смерти, книге «По ту сторону мира: путешествия в иной мир от Гильгамеша до Альберта Эйнштейна» (Out of this World: Otherwordly Journeys from Gilgamesh to Albert Einstein) Кулиану убедительно согласовывает новые исследования наиболее значимых потусторонних путешествий в самых разных мифологиях (от древне-ближневосточных до китайской) с эпистемологическими рассуждениями о четвертом измерении. В этом блестящем исследовании, способном привлечь внимание самых разных читательских кругов, Кулиану рассматривает современные итальянские, французские и американские герменевтические модели, а также, подобно своему наставнику Элиаде, создает проект превращения истории религий в общую дисциплину, способную взаимодействовать со всем массивом иных отраслей знания и методов исследования.
Академический профессионализм и широта научных интересов, проявляемых Кулиану с ранней юности до самой смерти, стали предметом предпринимаемых в разных странах исследований. Все основные работы Кулиану доступны в английском переводе, многие из них также были переведены на немецкий, итальянский и другие языки. В то же время, работы последнего периода его творчества, посвященные введению методологии когнитивных наук в пространство религиоведения, иногда подвергались критике. Книга «Древо познания: гностическая мифология от раннего христианства до современного нигилизма» (The Tree of Gnosis: Gnostic Mythology from Early Christianity to Modern Nihilism, 1992) является, безусловно, шедевром, но можно только догадываться, в каком направлении Кулиану намеревался двигаться дальше. Преждевременная смерть помешала Кулиану завершить несколько запланированных проектов, таких как «История магии» (A History of Magic), а также эссе о комбинаторном искусстве (ars combinatoria) Раймунда Луллия. Научное наследие Кулиану отличается особенной живостью, в чем можно убедиться, прочитав двухтомный памятный сборник работ, изданный через десять лет после его смерти Сорином Антохи, румынским историком идей. В этот сборник вошло более сорока научных и биографических статей из Италии, Румынии и США («Религия, вымысел и история: сборник статей памяти Иона Петру Кулиану» — Religion, Fiction, and History: Essays in Memory of Ion Petru Kulianu, 2001). Следующее, уже румынское, издание этого сборника увидело свет в 2003 г. После 2000 г. собрание сочинений Кулиану начали издавать Издательский дом «Немира» в Бухаресте и издательство «Полиром» в Яссах. В рамках этих издательских проектов планируется напечатать около сорок томов, содержащих работы Кулиану, переведенные на румынский язык. Пятнадцать томов уже вышли в свет. В них входят малые работы Кулиану, которые отредактировал и сопроводил предисловием Сорин Антохи, статьи, написанные Кулиану в «Энциклопедию религий» (Encyclopedia of Religions) и другие энциклопедии и отредактированные Эдуардом Ириниски, а также корпус переписки Кулиану с Элиаде, отредактированный Терезой Кулиану-Петреску и Даном Петреску. Изданные тома прекрасно освещают первоначальную солидарность и последовавшие немаловажные расхождения Кулиану со своим румынским наставником. То же относится к трудностям, связанным с принятием на себя ответственности за научное наследие Элиаде.
При деятельном участии Сорина Антохи в Европейском университете Будапешта были учреждены Лекции о религии в честь Иона Петру Кулану, которые читают признанные мастера в науке о религии.
Эжен Куэртэн
Энциклопедия религии (2005)
К сожалению, на русском языке не издано ни одной работы, принадлежащей исключительно перу Иона Кулиану. Совместный труд Кулиану и Элиаде Dictionnaire des religions был впервые издан в 1997 году как «Словарь религий обрядов и верований», М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997 (второе издание — «Словарь религий обрядов и верований», М.: «Академический проект», 2011). Творчество Кулиану также пока еще не стало предметом исследования для российских религиоведов. Приятное исключение в этом отношении представляет собой статья О.В. Горшуновой «‘Терра инкогнита’ Йоана Кулиану», опубликованная в журнале Института этнологии и антрополгии РАН «Этнографическое обозрение» в 2008 году (Горшунова О.В. «‘Терра инкогнита’ Йоана Кулиану»// Этнографческое обзрение №6, 2008) и представляющая собой краткое введение в биографию и творчество Кулиану.