Материалы круглого стола «Религия и коммуникативные практики» в рамках Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2011»
Спицина Е.В.
Значение библеизмов в институциональном дискурсе (на примере инаугурационных посланий президентов США)
Библия является одним из выдающихся памятников мировой культуры. На её основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература, нормы поведения людей. Она даёт представления о духовной и материальной культуре, о становлении и смене нравственных ориентиров и общественных систем, далеко отстоящих от нас хронологически и территориально. В Западной культуре Библия занимает особое место и играет существенную интегрирующую роль. В контексте американской лингвокультуры, влияние Библии на современный институциональный дискурс имеет специфические черты. Библия выступает мерилом человеческих ценностей и частью прагматических установок нации.
Американские президенты в своих инаугурационных посланиях часто апеллируют непосредственно к библейскому тексту, используя разнообразные библеизмы, а послания часто строятся с использованием существенных черт проповеди. Огромное влияние на американское мировоззрение оказывает протестантская идея неавторитарной веры, когда увеличивается ответственность человека перед Богом в момент непосредственного общения с ним без посредничества института церкви, участие которого ограничивается проповедью, т.е. интерпретацией и разъяснением, а не указанием. Эта идея вполне согласуется со светскими ценностями демократического государства, заложенными американским государством.
Из всех христианских конфессий, протестантизм наиболее согласуется с американской действительностью и картиной мира, а его практика проповеди, в этом отношении, является самой приемлемой формой для построения и функционирования институционального дискурса в силу своей знакомости, опознаваемости и авторитетности.
Принимая во внимание то, что проповедь является главным сакральным жанром в протестантской англоязычной культуре, можно предположить, что многие институциональные тексты, в том числе и инаугурационные послания президентов, в большей или меньшей степени содержат черты проповеди, т.к. проповедь, в свою очередь, можно рассматривать как разновидность институционального дискурса, где в качестве института выступает церковь.
Проведённое исследование позволило изучить особенности употребления библеизмов (языковых и речевых единиц, заимствованных из Библии) в институциональном дискурсе США, построенным в форме проповеди, для чего потребовалось изучение самой проповеди, его жанровых признаков и сравнение их с жанровыми признаками американского институционального дискурса, что дало возможность сделать обоснованный вывод об их формальной и функциональной близости.
Одним из важных выводов следует считать подтверждение гипотезы о том, что представители республиканской партии используют библеизмы намного чаще, чем представители демократической партии, а также вывод о том, что в основе американского институционального дискурса лежат принципы гомилетики.
Литература:
1. Арутюнова Н.Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2000.
2. Кашкин В.Б. Дискурс: учеб. пособие. Воронеж, 2004.
3. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Волгоград: Перемена, 2000.
4. Сайт Йельского университета (http://avalon.law.yale.edu)
Фото: Associated Press
Об авторе: Спицина Екатерина Васильевна, студентка философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова.