Ричард Реш. ЭРНЕСТ РЕНАН / Пер. с англ. И.С. Анофриев

Эрнест Ренан (1823–1892) — французский востоковед и писатель. Жизнь Жозефа Эрнеста Ренана своеобразно отражает французские реалии XIX века. Его жизненный и профессиональный путь особо свидетельствуют о привлекательности позитивистской науки, а также о ее конфликте с религией в целом и с римско-католической церковью в частности.

Эрнест Ренан родился 23 февраля 1823 года в Трегье (Бретань) и воспитывался в традициях римско-католической церкви. Образование он получал в нескольких семинариях, пока в возрасте 22 лет не порвал и с семинарией, и с церковью. Он писал своему духовному наставнику, что церковь не предоставляет ему свободы, необходимой для занятий той наукой, которая стала завораживать его. Тремя годами позже, в 1848 году, Ренан пишет книгу L’avenir de la science («Будущее науки») — своеобразную апологию своего обращения в позитивизм. В этой работе он развивает идеи, которые будут направлять почти всю его дальнейшую деятельность. Во-первых, он полагал, что в развитых обществах наука в конце концов вытеснит религию. «Только наука, — писал он, — может решить вечные проблемы человечества». Во-вторых, Ренан понимал науку как исследование, демонстрирующее сравнительный, скептический и не предвзятый подход к своему предмету и тем самым отделяющее себя от не только доктринальной религии, но и от рационализма XVIII века.

«Будущее науки» впервые было издано только в 1890 году, то есть за два года до смерти Ренана; тем не менее его приверженность науке и даже вера в нее четко отражается в его работах о языках и религии Ближнего Востока. Интерес к Ближнему Востоку пробуждается у Ренана во время обучения в семинарии в Париже, где его руководителями были Артюр Ле-Ир и Этьенн-Марк Катрмер. В 1848 году Ренан добивается престижной награды Prix Volney за работу по истории семитских языков. В 1852 году он был назначен помощником хранителя восточных рукописей в Национальной библиотеке в Париже, где стал заведовать отделом сирийских, сабейских и эфиопских рукописей; впоследствии Ренан признавался, что эта работа была самым полезным из всего, чем он когда-либо занимался. В это же время в свет выходит его диссертация об арабском философе Ибн Рушде (Аверроэсе).

В результате кропотливого труда Ренан заслужил репутацию востоковеда, что позволило ему принять участие в научной экспедиции в Сирию, организованной под охранной военного контингента, отправленного Наполеоном III для оккупации Бейрута. Несмотря на личную трагедию, связанную со смертью его сестры Генриетты, которая всегда поддерживала и помогала ему в работе и даже сопровождала его с супругой в Сирии, эта экспедиция стала важной вехой в творчестве Ренана. В это время он окончательно утверждается в в своем интересе к Ближнему Востоку и начинает труд, который станет главным достижением его профессиональной карьеры — семитомную Histoire des origines du christianisme («История происхождения христианства», 1863-1881) и дополняющую ее пятитомную Histoire du peuple d’Israël (“История израильского народа”, 1887-1893).

Первым томом «Истории происхождения христианства» стала противоречивая и невероятно популярная Vie de Jesus («Жизнь Иисуса»). Эта небольшая книга, впервые изданная в 1863 году, представляет собой портрет Иисуса, который мог написать только образованный француз, каким и был Ренан. Книга стала широко известной благодаря намерению автора представить читателю Иисуса с точки зрения исторической критики и на более общем фоне ближневосточных религий. Книга продемонстрировала сравнительный метода Ренана в действии и вызвала яростное осуждение со стороны церковных кругов, поскольку автор не смог, да и не собирался отразить в ней традиционную точку зрения на божественность Иисуса и уникальность христианской религии.

Ренан возвращается на Ближний Восток в 1864 году, посещая на этот раз Египет и Малую Азию, а также Грецию. Во время этого путешествия он пишет книгу Prière sur l’Acropole («Молитва на Акрополе»), в которой говорится, по собственному выражению Ренана, об откровении совершенства, обещанного иудаизму, исламу и христианству, но реализовавшегося в греческой цивилизации, создавшей науку, искусство и философию. Религия, с точки зрения Ренана, это один из способов, с помощью которых человек ищет совершенство, поэтому он углубляется в исследование взаимоотношений между иудаизмом, христианством и исламом. Ренан утверждает, что христианство приспособило иудаизм к европейскому темпераменту, в то время как ислам приспособил его к арабскому складу души.

Историческое чувство Ренана далеко не всегда было на высоте; очень часто он предпочитал делать заключения, исходя из того, что он считал психологически типичным для изучаемых им народов или религий. Ренан предавался спекуляциям намного чаще, чем это позволено современным ученым (например, он самым детальным образом описывает физический облик Павла из Тарса), и охотно основывал свои суждения не только на исторических фактах, но и на эстетических предпосылках. При этом его стиль изложения был провокативен и эксцентричен настолько, что он часто злоупотреблял им в ущерб качеству своих исследований. Кропотливый труд обеспечил ему назначение на должность профессора истории религий в Коллеж де Франс в 1862 году и повторно в 1870 году. В 1878 году он был избран в члены Французской академии. Ренан умер 2 октября 1892 года в Париже.

Стоит также добавить, что Ренан заслужил особое место и в религиозной истории Франции, поскольку он, как никто другой, стремился привлечь внимание общественности к перспективам и возможным следствиям научного подхода к решению религиозных вопросов. Примечательно, что для группы ученых-католиков, его последователей, творчество Ренана стало одновременно и вызовом и предупреждением относительно попыток модернизации церкви.

 

Библиография 

Книги Ренана издавались на многих языках. Самым главным изданием является Œuvres complètes, 10 vols., под редакцией Генриетты Психари (Paris, 1947 – 1961). Некоторые его работы в разных английских переводах: The Future of Science, History of the People of Israel, The Life of Jesus, and Studies in Religious History. Два автобиографических сочинения Ренана также доступны англоязычному читателю под общим заглавием The Memoirs of Ernest Renan (London, 1935).

Хрестоматийная работа о Ренане, написанная почти сразу после его смерти: Espinasse, Francis. The Life of Ernest Renan (1895; reprint, Boston 1980). Еще одно англоязычное исследование: Wardman H.W. Ernest Renan (London, 1964). Полезную библиографию по теме см. Waardenburg, Jacques. Classical Approaches to the Study of Religion, vol. 2 (The Hague, 1974), pp. 228-241.

 

Новые источники

Концентрированную информацию о жизни, трудах, идеях и наследии Ренана см. Marchasson, Yves. “Ernest Renan,” in Supplément au Dictionnaire de la Bible, Vol. 10, Paris, 1985, pp. 277 – 344. Всеобъемлющая монография на французском языке Rétat, Laudyce. Religion et imagination religieuse. Leurs formes et leurs rapports dans l’œuvre d’Ernest Renan, Paris, 1977. О сопровождающих секуляризацию конфликтах на примере биографии Ренана см. Lee, David C.J. Ernest Renan. In the Shadow of Faith, London, 1996. Интерес Ренана к идеологическим течениям (расизм, традиционализм) в современной ему академической среде тщательно был исследован в нескольких недавних работах: после провокационной, но ненадежной книги Said, Edward. Orientalism (New York, 1978), рекомендуется посмотреть Richard, Edouard. Ernest Renan penseur traditionaliste? Aix-Marseille, 1996 и Samar Majaes Abdel Nour. Ernest Renan et l’Orient: ambiguité d’une relation passionnée, Lille, 1999.

 

Ричард Реш

Энциклопедия религии, 2005

 

Краткая русскоязычная библиография

Соч.: Древние религии // Эпоха, 1864, №7; О происхождении языка // Филологические записки. Воронеж: 1866; Иудаизм как раса и как религия // Восход, 1883, №4; Разорение Иерусалима. М.: 1886; Что такое нация. СПб.: 1888; Ислам и наука. М.: 1888; Место семитских народов в истории цивилизации. М.: 1888; Филон Александрийский и его сочинения // Восход, 1894, № 7; Очерки по истории религии. СПб., 1907; Жизнь Иисуса. М.: 1991; Марк Аврелий и конец античного мира. Ярославль: 1991; Философские диалоги // Литературное обозрение. 1993, №3/4, с. 62–71; История израильского народа. М.: 2001; История происхождения христианства: в 7 кн. М.: 2009; Будущее науки. М.: 2009; Аверроэс и аверроизм: исторический очерк. М.: 2010.

О нем: Слонимский Л. Эрнест Ренан // Вестник Европы. 1892, кн. 11 и 12; Слонимский Л. Философские драмы Ренана // Вестник Европы. 1893, кн. 1; Годлевский С.Ф. Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность. СПб.: 1895; Трубецкой С.Н., кн. Ренан и его философия // Русская мысль. 1898, Год девятнадцатый, кн. III, с. 86–121; Сорель Ж. Эрнест Ренан: критический этюд. СПб.: 1908; Олендер М. Между возвышенным и одиозным (Эрнест Ренан) // Новое литературное обозрение. 2008. №83, с. 36–61; Козлов С.Л. Эрнест Ренан: филология как идеология. М.: 2012.

 

Подготовлено: Павел Костылев, 2014