Манабу Уайда. Черепахи / Пер. с англ. и прим А.А. Бурнашева

Существует широко распространенное верование в то, что земля покоится на спине черепахи[1]. Эта древнее представление встречается не только среди североамериканских индейцев, но также в Южной и Внутренней Азии. В наши дни черепаха даже выступает в роли символа всего мироздания (например, в Китае). Более того, согласно мифам о сотворении мира, включающим истории о каком-либо животном, отправленном высшим созданием в первозданные воды в поисках комочка земли или грязи для образования суши, черепаха, зачастую воплощая божество, играет значительную роль в космогонии различных культур.

По представлениям индейцев племени майду в Калифорнии черепаха нырнула на дно первозданного океана и добыла немного земли, [принеся ее][2] под своими когтями. После того, как она поднялась на поверхность, Бог тщательно вычистил из-под ее когтей и сделал шарик, напоминающий камушек гальки. Затем земляной шарик стал чудесным образом расти, пока не стал таким же большим, как сама вселенная. Индейцы племени йокутс рассказывают, как во время оно орел и койот послали черепаху в [первозданные] воды. Мотив успешного погружения черепахи также известен и среди племени алгокинов. Согласно индейцам племен онондага и мохок (т.е. ирокезам), именно черепаха подсказала нескольким животным [нырнуть] в океан; попытки бобра оказались тщетными, выдра тоже потерпела неудачу, но ондатра вернулась с результатом – с землей в пасти[3] когтях. Эта земля была помещена на спину черепахи, после чего началось чудесное разрастание суши.

Во Внутренней Азии сохранились похожие истории. По поверьям бурятов, в начале не было ничего, кроме воды и черепахи. Бог перевернул черепаху на спину и выстроил мир на ее животе. По другим версиям, Мандишир (бодхисаттва Манджушри) превращается в огромную черепаху и подпирает землю, которую он сотворил на поверхности воды.

В Индии огромная черепаха[4] часто выступает в роли опоры для четырех слонов, на чьих спинах покоится мир. В «Махабхарате»черепаха[5], будучи ипостасью Вишну, поддерживает землю, когда боги и демоны взбалтывают первозданный океан, чтобы добыть амброзию.

В Китае черепаха символизирует вселенную; ее куполообразная спина означает небо, в то время как ее живот, квадратный по форме, — землю. Она также предстает в качестве бога воды, царствующего над севером, одной из четырех сторон света. Черная по цвету, черепаха символически сопоставляется с зимой и другими аспектами «инь», или женским началом; как и в Древнем Египте или Древней Греции, в Китае черепаха является символом сексуальной силы и плодородия. Более того, та глубокая старость, до которой, по общему мнению, доживает черепаха[6], сделала ее символом долголетия и бессмертия; в мифо-иконографической традиции черепаха вместе с бессмертием, луной и раем часто составляет единый комплекс. В Республике Корея и южной Японии (Кюсю), на побережье, обращенные в сторону Корейского полуострова, стоят каменные изваяния черепах. Эти монументы, датируемые доисторическим периодом, показывают, что люди верили, что черепаха дарует умершим новую жизнь или бессмертие и провожает их в потусторонний мир, расположенный далеко за морем, или рай, находящийся под водным пространством.

 

Библиография

Много полезных данных об образе черепахи в космогонических мифах собрано Чарльзом Х. Лонгом в его труде «Альфа: Мифы о сотворении мира» (CharlesH. Long. Alpha: The Myths of Creation (New York, 1963), pp. 192ff). О символизме черепахи в Китае смотрите блестящее исследование Марселя Гранэ в его работе «Китайская мысль» (MarcelGranet. Lapenséechinoise(1934; reprint, Paris, 1968), pp. 173ff)[7]. Йоханнес Марингер изучал каменных черепах в Восточной Азии и описал их в своей статье «Доисторические могилы Восточной Азии в виде черепах и их мифический прототип» (JohannesMaringer. Vorgeschichtliche Grabbauten Ostasiens in Schildkrötenform und ihr mythischer Prototyp // Antaios5 (1963): 368–374).

 

Новыеисточники.

Süss, Rudolf. Vom Mythos der Schildkröte: das Urtier als Glücksringer. Dortmund, 1991.

Энциклопедия религии (1987)

Дополненная библиография (2005)

 

Краткая русскоязычная библиография

Бродянский Д.Л. Каменная черепаха из Синего Гая и новые ракурсы старых находок // Мир древних образов на Дальнем Востоке. Владивосток: 1998. С. 34–48; Киреева Л.И. Черепаха в традиционном искусстве Кореи // Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск: 2003. Вып. 13, с. 597–603; Ростунов В.Л. Курганы в виде черепах эпохи энеолита – начала ранней бронзы на Кавказе и в Северном Причерноморье // Stratum Plus: Archaeology and Cultural Anthropology. 2005. №2, с. 344–366; Бродянский Д.Л. Янковский зоосад // Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии наук. 2005. №2, с. 25–30; Кнорозова Е.Ю. Вьетнамская Золотая черепаха Ким Куи и дальневосточная культурная традиция // Проблемы литератур Дальнего Востока. СПб.: 2010. Т. 3, с. 167–179; Арсентьева И.И., Ли Цянь. Образы священных животных в китайской культуре // Россия и Китай: Проблемы стратегического взаимодействия: Сборник Восточного центра. 2011. №9, с. 145–147; Бродянский Д.Л., Попов А.Н., Лазин Б.В., Маркос Х.Г. Знаковые предметы из нового памятника бойсманской неолитической культуры в бухте Боярин (о-в Русский, Владивосток) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2013. № 4 (42). С. 205-209.

Подготовлено: Павел Костылев, 2014

 

[1] Поскольку в английском языке употребляются различные термины для обозначения морской черепахи (turtle) и сухопутной черепахи (tortoise), в англоязычном издании данная статья озаглавлена «TurtlesandTortoises». В основном автор пишет о морских черепахах, поэтому в русском переводе различение морских и сухопутных черепах опущено и употребляется общий термин «черепаха». Случаи упоминания сухопутных черепах специально отмечены ссылками. – здесь и далее прим. перев.

[2] Здесь и далее добавления перев.

[3] Понятие «Внутренняя Азия» (InnerAsia) употребляется исследователями по-разному. Часто речь идет о Монголии, Тибете и пограничной части на северо-западе Китая. Однако согласно предметной классификации Библиотеки Конгресса США понятия «Внутренняя Азия» и «Центральная Азия» являются тождественными, несмотря на то, что под Центральной Азией понимается более обширный регион.

[4] Здесь автор статьи употребляет английское слово «tortoise».

[5] Здесь автор статьи употребляет английское слово «tortoise».

[6] Здесь автор статьи употребляет английское слово «tortoise».

[7] На русском языке: Марсель Гране. Китайская мысль / Пер. с фр. В.Б. Иорданского; Общ. ред. И.И. Семененко. М.: 2004.